3 июня, около 13.50 по московскому времени, Институт медико-биологических проблем (ИМБП). Экипаж из шести человек помахал руками, приветствуя собравшихся вокруг них организаторов эксперимента «Марс-500» и журналистов, после чего направился в исследовательский комплекс.
Выйдут из него члены экипажа только в ноябре 2011 года, когда завершится третий этап эксперимента по имитации полета на Марс.
Данная стадия эксперимента состоит из трех основных этапов: 250-суточный перелет с Земли на Марс, 30-дневное пребывание на его поверхности и 240-суточное возвращение. После 250 суток «полета» экипаж разделится: три человека в скафандрах «Орлан» осуществят «высадку» на поверхность Красной планеты и станут «первопроходцами», трое других членов экипажа будут ожидать возвращения товарищей на «околомарсианской орбите».
Началу эксперимента предшествовала пресс-конференция, на которой организаторы и члены экипажа подробно рассказали о подготовке 520-суточного «полета».
— Это уникальный эксперимент по изучению деятельности человека в условиях замкнутой среды и ограниченности по ресурсам, — рассказал вице-президент РАН, научный руководитель проекта «Марс-500» Анатолий Григорьев. — База подготовлена не только сотрудниками Института медико-биологических проблем. Это комплексный эксперимент, в котором принимают участие большинство космических фирм России, ЦНИИМАШ, РКК «Энергия», Центр подготовки космонавтов и многие другие.
Это еще вклад целого ряда научно-исследовательских институтов РАН, которые подготовили, на мой взгляд, уникальную научную программу из 105 экспериментов.
Это наши международные коллеги, в первую очередь Европейское космическое агентство, наши коллеги из США, Китая и многих других стран, которые не только принимали участие в создании сценария этого эксперимента, подготовке научной программы, но и делегировали своих испытателей, которым доверяется эта очень важная миссия. Мне хотелось бы выразить надежду, что та очень сложная задача, которая поставлена перед экипажем, будет решена успешно.
Заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов заявил, что ожидает от эксперимента очень хороших результатов, которые помогут Роскосмосу в будущем в техническом плане, «чтобы разработать космические аппараты и станции». Ему вторил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов, который выразил уверенность, что нынешний эксперимент даст «интересные результаты по реализации пилотируемых программ в нашей стране до 2030 года».
— К этому дню мы готовились многие годы и месяцы, — заявил директор ИМБП, академик Игорь Ушаков. — Выбирали дату начала эксперимента и старались учесть все, и даже космическую деятельность — старты, посадки, стыковки... Мы учли все, кроме тополиного пуха: он летает и немного попадает в наш комплекс. Сегодня праздник прежде всего науки. Комплекс постоянно развивается и будет развиваться в ходе эксперимента, особенно в отношении виртуальной реальности.
Экипаж, который отправился в «заточение» на 520 суток, состоит из шести человек: трех россиян и по одному представителю Франции, Италии и Китая.
Командиром экипажа — Алексей Ситев. Ему 38 лет, он окончил санкт-петербургское Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского по специальности поисково-спасательные и водолазные работы, строительство спасательных и судоподъемных средств и судов. Служил в отряде водолазов на Черноморском флоте, последние пять лет работал в Звездном городке, участвуя в подготовке экипажей МКС по внекорабельной деятельности в условиях моделируемой невесомости в гидросреде.
Интересно, что буквально за месяц до начала эксперимента Алексей женился, и теперь 520 суток дома его будет ждать молодая супруга.
«Как и всем нормальным людям, тяжело прощаться со своей семьей даже на такой срок, — признался командир экипажа. — Но не я первый такой — многие путешественники, которые открывали новые земли, надолго уходили из дома и нормально вернулись, семья их ждала. Больших проблем в этом я не вижу».
Врач экипажа Сухроб Камолов родился в Душанбе, закончил Российскую военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова (Санкт-Петербург), работал и служил в армии в госпиталях, потом работал в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. «Рад, что попал в проект, мой прежний опыт врача и кардиохирурга поможет мне справиться с задачами, которые могут возникнуть внутри модуля», — заявил Камолов перед началом эксперимента.
Бортинженер Роман Шарль является гражданином Франции, ему 31 год. Он магистр по инженерному делу, в настоящее время работает в компании Sotira, также является инженером по качеству в компаниях McLaren, Aston Martin и Tesla Motors.
Исследователь итальянец Диего Урбина также по профессии является инженером, он обучался в Политехникуме в Турине (Италия) и Международном космическом университете в Страсбурге (Франция). У него богатый опыт стажировок для астронавтов, в частности, в январе 2010 года он был членом экипажа на исследовательской станции марсианской пустыни в Юте (США) и исследовал рост тропических растений и ограничения скафандров.
Если Роман с собой в «полет» взял гитару, то у Диего будет электронная ударная установка. Итальянский исследователь выражает надежду, что составит вместе с коллегой из Франции хороший дуэт.
Как и итальянец, китайский исследователь Ван Юэ является самым молодым членом экипажа — им обоим по 27 лет. Представитель Поднебесной окончил медицинский колледж в Наньцзине, после чего работал в Китайском центре подготовки космонавтов. Состоит во второй команде предварительного отбора космонавтов Китая. «Мы рады, что у нас есть китайский член экипажа, — заявил директор ИМБП. — Запланировано несколько китайских экспериментов, посвященных оценкам физиологического состояния человека в условиях полета, будут отрабатываться вопросы диагностики с учетом китайской медицины, средства коррекции и реабилитации в условиях полета. Это имеет выход в практическую медицину, поэтому использование научных подходов этих методов, безусловно, будет перспективным и интересным».
Третьим же представителем России в экипаже эксперимента «Марс-500» является Александр Смолеевский. Он по профессии военный врач, как и Сухроб Камолов, он закончил Российскую военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. С 2006 года работает научным сотрудником научно-исследовательского испытательного отдела Научно-исследовательского испытательного центра авиационной, космической медицины и военной эргономики.
На вопрос, какова основная мотивация участия в этом проекте, все члены экипажа сошлись во мнении, что это просто интересно, близко к их основным занятиям и помогает узнать что-то новое, что важно для многих людей.
На вопрос, почему в состав экипажа не вошли женщины, ответил директор проекта «Марс-500» летчик-космонавт Борис Моруков: «У нас в проекте участвовали женщины — дважды, в более кратковременных экспериментах. Были заявления от нескольких кандидаток и сейчас, на самый длительный этап.
Женщине значительно более сложно выйти из повседневной жизни на такой длительный срок.
Но мы не ставили задачу отобрать мужской экипаж. Приоритет отдавался профессиональным и психологическим качествам, мы обследовали большую группу людей и на конечной стадии отобрали 11 кандидатов, женщин среди них уже не было. Но есть предложение следующий эксперимент ставить женским экипажем», — добавил, видимо в шутку, Моруков.
Директор проекта рассказал и о том, есть ли возможность у члена экипажа покинуть эксперимент. «В соответствии с правилами каждый член экипажа имеет право прервать эксперимент и выйти из него. Это для нас экстраординарная ситуация, но в прошлом такой негативный опыт у нас был, — заявил Моруков. — Надеюсь, этого не произойдет в этом эксперименте. Также есть ряд случаев в состоянии здоровья и техники, которые в крайних случаях могут привести к прекращению эксперимента. Все члены команды подписали контракты, полностью осведомлены о правах и обязанностях».
В заключение добавим, что каждый из членов экипажа заработает за 520 дней «заточения» во имя науки 3 млн рублей.