Глаза мешают ушам

Мозг человека сильнее реагирует на музыку, если у слушателя закрыты глаза

Мозг человека сильнее реагирует на музыку, если у слушателя закрыты глаза. В народе этот эффект хорошо известен, и им успешно пользуются певцы и исполнители всех жанров, однако теперь нейробиологи выяснили его природу.

Считается, что в среднем человек проводит треть своей жизни во сне, и это значит, что треть жизни проходит у него с закрытыми глазами. Но люди закрывают глаза и в других ситуациях, а не только когда спят. Например от страха, или же чтобы предаться мечтам, дав волю своему воображению. Кроме того, с закрытыми глазами легче сконцентрироваться и, как говорится, уйти в себя. Именно это предлагают сделать публике гипнотизеры, а также музыканты, причем некоторые исполнители зачастую сами закрывают глаза во время выступления, как, например, известный российский рок-музыкант Вячеслав Бутусов (на фото).

Как оказалось, с научной точки зрения они абсолютно правы.

К этому выводу пришла группа ученых медицинского центра Тель-Авива. Исследователям удалось показать, что в момент прослушивания «страшной» музыки (как уточнили сами авторы, «из фильмов вроде ужастиков Хичкока») с закрытыми глазами активизируется миндалевидное тело или миндалина — часть мозга, отвечающая за эмоции и страх. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS ONE.

Для того чтобы выяснить нейронные механизмы этого эффекта, группа ученых под руководство Тальмы Хендлер провела сканирование мозга 15 испытуемых во время прослушивания ими музыки. Люди слушали, то с открытыми, то с закрытыми глазами, так называемую «страшную музыку». После этого, в качестве «холостого» эксперимента, испытуемым дали послушать нейтральные звуки настройки клавиатуры.

Все это время ученые исследовали активность мозга слушателей с помощью магнитно-резонансной томографии.

Сканер ожидаемо показал, что на «страшную» музыку мозг реагирует более эмоционально, чем на нейтральную.

Сравнительный эксперимент прослушивания «страшной» музыки с открытыми и закрытыми глазами показал, что миндалевидное тело гораздо сильнее активизируется, когда глаза испытуемого закрыты. В то же время при прослушивании нейтральной музыки с открытыми и с закрытыми глазами различий в активности нервного центра не наблюдалось.

Более того, часть ствола головного мозга, которая выделяет нейромедиатор норадреналин в ответ на внешнюю угрозу, также была более активной, когда испытуемые слушали «страшную» музыку с закрытыми глазами. Также активизировался неокортикальный отдел головного мозга, ответственный за контроль эмоций — нижняя предлобная доля.

Вместе с тем, когда испытуемые прослушивали «страшную» музыку в полной темноте, в рамках исследования в условиях временной слепоты, никаких изменений в эксперименте не наблюдалось.

Таким образом, основные результаты исследования нельзя объяснить страхом слепоты.

Тальма Хендлер предполагает, что «эффект закрытых глаз» работает не только при восприятии пугающей музыки. Скорее всего он также усиливает и позитивные эмоции в целом. Так что, может, скоро в Тель-Авиве разберутся и в том, почему людям нравится целоваться с закрытыми глазами.