Человечество получило ВИЧ от шимпанзе примерно 100 лет назад. При этом история предшественника страшного вируса — ВИШ (вирус иммунодефицита шимпанзе SIVcpz), до конца ученым не понятна. Ведь в природе до сегодняшнего дня не было замечено случаев заболевания СПИДом – это свидетельствует о давней истории сожительства обезьян и ВИШ. С другой стороны, непонятно, почему тогда человечество не заболело раньше.
Беатрис Хан из университета Алабамы и её коллеги показали, что
шимпанзе всё-таки поплатились за смертельный подарок: в дикой природе они также гибнут от СПИДа.
Тем самым авторы публикации в Nature, проследившие судьбу сотни шимпанзе Pan troglodytes schweinfurthii в Национальном парке Гомбе в Танзании за последние 10 лет, расширили список общих болезней, от которых страдаем мы и наши близкие родственники.
В отличие от острых заболеваний вроде геморрагической лихорадки, ВИШ(Ч)-инфекция с трудом поддается изучению даже у людей, не говоря уже о дикой природе. Это связано с тем, что причиной смерти становится не сам вирус, а сопутствующие заболевания вроде микозов, бактериальных или вирусных инфекций. Избирательно ослабленная вирусом иммунная система не в состоянии справиться с чужеродными агентами. Это состояние и называется синдромом приобретенного иммунодефицита. У шимпанзе СПИД практически не встречается.
Конечно, появления этого синдрома можно добиться, вводя внутривенно в высоких дозах более активные штаммы вируса иммунодефицита обезьян. Такие манипуляции обычно проводят на макаках с целью изучения вакцин и лекарств от ВИЧ-инфекции.
Шимпанзе же по этическим и экологическим причинам давно не используются в подобных исследованиях, хотя 20 лет назад их успешно заражали даже ВИЧ-1.
Так что ученым приходится опираться лишь на редкие наблюдения в дикой природе: хотя распространение самой инфекции (ВИО) регулярно документируется, случаев прогрессии заболевания (СПИД) даже при условии наличия вирионов в крови известно немного, даже несмотря на значительное разнообразие вируса иммунодефицита обезьян – сейчас известно более 40 штаммов.
Шимпанзе здесь не исключение – дымчатые мангобеи, подарившие человечеству ВИЧ-2, и зеленые обезьянки тоже не страдают от СПИДа. Ученые считают, что это связано со сверхдлинным инкубационным периодом – первые симптомы СПИДа появились у обезьянки, живущей в неволе и заразившейся «естественным» путём, аж 18 лет спустя.
Это попросту превосходит среднюю продолжительность жизни – неудивительно, что в дикой природе до сих пор не встретилось ни одного соответствующего случая.
Хан и соавторы, лишенные возможности инфицировать шимпанзе и следить за развитием болезни, пошли альтернативным путем – в течение 9 лет они собирали фекалии и мочу животных на территории Национального парка Гомбе. По этим образцам можно было определить и их владельца, и наличие инфекции (по ДНК ВИШ), и иммунный ответ (антитела к ВИШ в моче).
Из 94 попавших в список обезьян у 18% была зарегистрирована инфекция – число, пускай и превосходящее предыдущие оценки, но тем не менее укладывающееся в представления ученых о ВИШ.
Вскрытие же умерших за период наблюдения шимпанзе показало, что большая часть из них скончалась от СПИДа – ВИШ-инфекция в 16 раз повышала смертность.
Она же снижала фертильность самок, да и из родившихся детенышей большая часть умирала на первом году жизни. Авторы считают, что разница в заболеваемости «африканских аборигенов» и жителей вивария в чрезмерной стерильности последнего. Паразиты, бактерии и вирусы дикой природы гораздо быстрее распознают ослабленное состояние обезьян.
Возможно, это заставит вирусологов пересмотреть современные взгляды на эпидемиологию ВИШ, а вместе с ними и на происхождение вируса, датируемого сейчас 1492 годом. Сами же авторы рассчитывают, что их работа привлечет внимание общественности к угрозе, нависшей над нашими близкими родственниками.