Марс бьет током и сохнет

На Марсе обнаружили бывшее озеро и доказали существование электрических разрядов во время пылевых бурь

На Марсе обнаружены следы озера. Кроме того, ученые установили, что пылевые бури на планете сопровождаются сильными электрическими разрядами, наподобие молний во время земной грозы.

«…И на Марсе будут яблони цвести», — пелось в известной советской песне. Яблони яблонями, но желание найти на Марсе что-нибудь земное и человеческое не покидает как больших ученых, так и просто любителей науки. Порой они «перегибают палку» и то видят гигантские каналы на поверхности Красной планеты, а то находят «череп марсианина». Но, к счастью, находятся и серьезные люди, получающие солидные научные результаты.<3>

Так, ученые из Университета Колорадо объявили, что им впервые удалось обнаружить неопровержимые доказательства существования в прошлом на Марсе озера. Результаты работы готовятся к публикации в журнале Geophysical Research Letters.

Ученые использовали снимки, полученные камерой высокого разрешения (HiRISE), установленной на борту космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), находящегося на орбите вокруг Марса. Высота орбиты аппарата составляет около 200 миль (322 километра), что позволяет различать на фотографиях объекты размером один метр. На изображениях марсианской поверхности авторы работы обнаружили образования, которые, по их мнению, появились под влиянием воды.<2>

В частности, ученые сообщают об открытии ими бывшего озера площадью 80 квадратных миль (около 200 квадратных километров) и глубиной 1500 футов (457 метров).

«Это открытие для нас своего рода Святой Грааль», — считает профессор Брайан Хайнек, один из авторов работы.

В качестве аргумента ученые приводят вид береговой линии бывшего озера, весь «изрезанный», вероятно, руслами бывших рек, которые образуют большую дельту. Это образование находится в огромной марсианской долине, известной под названием Шалбатана. Используя геологические методы, ученые сделали приблизительную оценку возраста озера и получили цифру в 3,4 миллиарда лет, которая достаточно хорошо согласуется с современными представлениями о климате Марса. Считается, что ранее, более 4 млрд лет назад, на Марсе существовала обширная атмосфера и было тепло и влажно, но в результате интенсивной бомбардировки большими метеоритами Красная планета стала терять атмосферу, и 3,7 млрд лет назад на ней воцарился холодный и сухой климат, который до сих пор определяет погоду на Марсе. А 3,4 млрд лет назад образовалось озеро в долине Шалбатана, которое со временем или испарилось, или же, замерзнув, сублимировало.<4>

Вероятно, бывшее озеро и примыкающая к нему дельта будут местом работы новых космических миссий к Марсу с целью поиска следов жизни на этой планете.

Наличие воды повышает вероятность существования там когда-либо простейших микроорганизмов. Далеко за примером ходить не надо: дельты земных рек хранят в себе большое количество разных признаков существовавших в прошлом живых существ. Не исключено, что подобное можно наблюдать и на Марсе.

Вопроса существования жизни на Красной планете косвенно касается и другое открытие, о котором на днях стало известно. Ученые Университета Мичигана предъявили доказательство гипотезы существования гроз на Марсе.<1>

Если точнее, речь идет не о дожде и громе с молнией, а только о молнии — сильном электрическом разряде, который случается во время пылевых бурь на Красной планете. Такой вывод сделали ученые, проанализировав зафиксированное летом 2006 года нетепловое излучение от Марса. В это же самое время на планете в самом разгаре была пыльная буря, и авторы работы сделали вывод, что частицы пыли, несущиеся под действием ветра с большой скоростью, имея статический заряд, сталкиваются друг с другом и вызывают разряды. Так как частиц довольно много, то и разряды получаются довольно сильными.

Подобным процессом вполне можно объяснить и большое количество перебоев в работе космических аппаратов на Марсе за всю историю исследования планеты.

По словам одного из авторов работы, профессора отдела по изучению атмосферных, морских и космических наук Мичиганского университета Нилтона Ренно, обнаружение электрических разрядов в атмосфере Марса очень важно в свете будущих экспедиций людей на Красную планету. Кроме того, профессор предположил, что электрические разряды могли бы содействовать возникновению жизни на Марсе, вспомнив известные опыты Стэнли Миллера 1950-х годов.