Конец планете X, но не Немезиде

У Солнца нет крупной далёкой планеты, но может быть звезда-спутница

Почти вековые попытки найти далёкую «планету X» можно прекращать, а 25 лет поисков гипотетической Немезиды, звезды-спутницы Солнца можно продолжить. Как показал итальянский физик, если «планета X» и существует, она должны быть или очень маленькой, или очень далеко и не справится с теми задачами, ради решения которых её выдумали астрономы.

Автор оригинальной работы Лоренцо Иорио нашёл существенную ошибку в своей работе, исправление которой вернуло Немезиде возможность присутствовать в облаке Оорта (см. уточнение). Следующий ниже текст соответствует исправлениям.

Обнаружение Нептуна в 1846 году стало триумфом небесной механики. Сотрудникам Берлинской обсерватории Иоганну Галле и Гейнриху д'Арре потребовалось всего две наблюдательные ночи, чтобы найти движущийся объект всего в градусе от того места, что предсказал французский математик Урбен Леверье.

Леверье сделал своё предсказание, изучая необъяснимые отклонения движения другой планеты, Урана, от расчётной траектории. Как и англичанин Джон Адамс парой лет ранее, Леверье предположил, что расхождения с расчётами вызывает влияние другой планеты, расположенной ещё дальше от Солнца. Но в отличие от Адамса Леверье сделал куда более точное предсказание, показавшееся астрономам вполне убедительным. Они их проверили и открыли Нептун.

Позднее нашлись и другие необъяснимые отклонения, и в начале XX века американский астроном, первооткрыватель «каналов на Марсе» Персиваль Ловелл, начал масштабную программу поиска очередной неоткрытой планеты, которой спустя 15 лет стал Плутон.

Правда, Плутон, вообще говоря, был открыт случайно — совсем не там, где должна была быть гипотетическая «планета Икс», и его крохотная масса оказалась не в состоянии объяснить наблюдаемые отклонения. Настоящего объяснения пришлось ждать до конца XX века, когда космический аппарат «Вояджер-2» скорректировал оценку массы Нептуна, пролетая возле этого небесного тела.

Это, впрочем, не остановило поток желающих найти очередную «планету X», название которой вплоть до 2006 года, когда Плутон был лишён своего планетарного статуса, можно было воспринимать и как римскую цифру, рассуждая о «десятой планете». Поиски планеты X велись множеством астрономов несколькими разными методами, тем более что гипотеза о существовании такого тела могла объяснить некоторые особенности многочисленных малых планет, найденных в так называемом поясе Койпера за орбитой Нептуна.

История Немезиды — гипотетической звезды — спутницы Солнца в его движении вокруг центра Галактики — гораздо короче. Всерьёз о ней заговорили лишь в начале 80-х годов прошлого века, когда Джек Сепкоски и Дэвид Роп нашли странную периодичность событий глобального вымирания видов. По их расчётам, в последние четверть миллиарда лет каждые 26 миллионов лет с земной жизнью случались разного рода неприятности.

Не прошло и года, как сразу две команды астрономов предложили объяснение.

Небольшая звёздочка на длинной вытянутой орбите вокруг Солнца могла всякий раз, возвращаясь к нашей звезде, нарушать порядок движения комет в так называемом облаке Оорта, направляя часть из них во внутренние области Солнечной системы.

Какие-то из этих комет вполне могли обрушиться на головы наземных динозавров или обитателей древних морей и океанов.

Из периода было несложно вычислить размер орбиты гипотетической Немезиды --100 тысяч раз астрономических единиц (а. е.), то есть средних расстояний от Земли до Солнца, примерно на полпути к ближайшей звезде. Чтобы мы эту звезду до сих пор не заметили, она должна быть либо красным карликом — «настоящей», но очень слабой звездой массой в несколько раз меньше, чем у Солнца, либо карликом бурым, или коричневым, — «звездой-неудачницей», массы которой так и не хватило для начала ядерных реакций.

Поиски «планеты X» в настоящее время не проводятся — по сути, они влились в программы обнаружения других карликовых планет, которых за пределами орбиты Нептуна должно быть немало. А вот с Немезидой сложнее — она вполне может давно присутствовать в звёздных каталогах, однако распознать в ней спутницу тяжело: поскольку движется она вместе с Солнцем, скорость её перемещения по небу будет очень невелика, а именно так — по быстрому движению слабых объектов — ищут наших ближайших звёздных соседей.

Искать гипотетическую «планетe X», способную навести порядок в поясе Койпера, и не стоит, утверждает Лоренцо Иорио из пизанского отделения Национального института ядерной физики Италии. С последней версией работы итальянского учёного, знаменитого своей плодовитостью и полным пренебрежением к погрешностям, можно ознакомиться в архиве электронных препринтов Корнельского университета.

Прогнозы, которые Иорио сделал для тех, кто всё ещё надеется найти крупную планету за пределами орбиты Нептуна, весьма пессимистичны (с поправкой на 26%, см. уточнение). Минимальное расстояние, на котором может находиться «второй Марс», — 75–80 астрономических единиц, «вторая Земля» — 160 а. е., «второй Юпитер» — чуть больше тысячи а. е..

А вот бурый, и даже красный карлик вполне могут двигаться внутри облака Оорта — ограничения на минимальное расстояние до них меняются от 4-5 до 10 тысяч астрономических единиц, что вполне в пределах облака.

Учёный провёл довольно простой расчёт, вычислив, как менялись бы в последние 100 лет различные параметры орбиты внутренних планет (Меркурия, Венеры, Земли и Марса), если бы на внутреннюю Солнечную систему действовала постоянная дополнительная приливная сила. Считать её постоянной на таком промежутке времени можно, потому что далёкий объект за 100 лет сильно не сдвинется.

После некоторых размышлений, итальянец решил остановиться на одной наблюдаемой величине — скорости поворота перигелия, то есть ближайшей к Солнцу точки орбиты планеты.

Смещение перигелия Меркурия в своё время сыграло ключевую роль в том, чтобы убедить физиков в правильности общей теории относительности Эйнштейна, сумевшего точно рассчитать наблюдаемое значение. Скоростью поворота перигелия других планет, интересной с точки зрения возможности наложить какие-то дополнительные ограничения на параметры «обобщённых» релятивистских теорий, много занимается российский небесный механик Елена Питьева, которая провела огромную работу по определению этих величины из наблюдений самых разных типов. Именно результатами Питьевой и воспользовался Иорио.

Поскольку в пределах погрешностей не удалось заметить никаких отклонений от результатов расчётов, не учитывавших дополнительное ускорение, несложно оценить, каким оно должно быть. Получились крохотные, примерно 10--15 м/с2 оценки сверху для ускорения в плоскости орбиты Земли и других планет. Оценить ускорение в перпендикулярном плоскости направлении удалось в 30 раз хуже: такая сила слабо влияет на поворот перигелия. Однако в любом случае оценка ускорения в 3*10--14 м/с2 — величина очень маленькая. По словам автора, эти ограничения в тысячи раз лучше тех, что имелись прежде.

По сути, результат Иорио означает «похороны» «планеты X» — но не звезды Немезиды.

Даже если относительно массивные тела и существуют, они не в состоянии оказывать то действие на пояс Койпера, где движутся транснептуновые не то кометы, не то астероиды, которые им приписывали. Они слишком далеки и очень невелики по массе. А вот какая-нибудь Немезида вполне может оказаться возмутителем спокойствия в облаке Оорта, где расположен «резервуар» долгопериодических комет.

Обнаружить такие объекты можно будет по их инфракрасному излучению — в ближней инфракрасной области в случае Немезиды и дальнем ИК в случае «планеты X». Уже в ближайшее время в космос должны отправиться несколько орбитальных обсерваторий, которые среди прочего займутся и этими поисками.