Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Астрономический год

Академик Черепащук об астрономическом годе, мракобесии и Планетарии

2009-й год объявлен ООН Всемирным годом астрономии. Директор ГАИШ МГУ академик Анатолий Михайлович Черепащук рассказал, зачем и кому это нужно, о мракобесии на ТВ и в печати и о судьбе Московского планетария.

###1###В середине января на торжественной церемонии во Дворце ЮНЕСКО в Париже состоялась церемония открытия Международного года астрономии.

Что это за год? Зачем и кому он нужен? Какие события состоятся в рамках этого года в России? Что вообще происходит в нашей стране с наукой о звёздах? И что ждёт астрономию всего мира в самом ближайшем и чуть более удалённом будущем?

На эти вопросы «Газете.Ru» ответил директор Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) МГУ, академик РАН Анатолий Михайлович Черепащук. Представляем читателям первую часть интервью: об астрономическом годе, астрономическом образовании и судьбе Московского планетария.

Уважаемый Анатолий Михайлович, чуть более года назад Генеральная ассамблея ООН объявила 2009 год Всемирным годом астрономии. Почему сейчас?

2009-й – это год 400-летия «открытия Галилеем телескопа». Точнее, конечно, не открытия – телескоп к тому времени уже был известен. Просто Галилей был первым, кто навёл его на небо, посмотрел на Луну, на Юпитер, на звёзды и увидел горы на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце. С этого пошла настоящая наблюдательная астрономия. Это и стало поводом.

Но лишь поводом. На деле, это давно назрело. Проведение Всемирного года астрономии нужно в первую очередь обществу. За последние десятилетия в астрономии сделаны буквально революционные открытия, и общество не может этого не замечать. Ведущие страны мира вкладывают в астрономию миллиарды долларов ежегодно. Cкажем, Евросоюз тратит на Европейскую южную обсерваторию огромные средства и планирует создание 42-метрового ELT (Extremely Large Telescope — очень большого телескопа). Астрономия действительно является нужной.

Какая от астрономии польза?

Астрономия – дисциплина не только «научно-познавательная». Конечно, человеку интересно знать мир, в котором мы живём. И за последние 3–4 десятилетия имел место целый каскад блистательных открытий, которые волнуют человечество. Происхождение Вселенной, экстремальные свойства материи, нейтронные звёзды, чёрные дыры, кротовые норы, тёмная энергия, тёмная материя…

Но астрономия во всех странах рассматривается не только как фундаментальная наука, но и как наука по применению высоких технологий в области наблюдений.

Современный телескоп – это паровоз, который движется точнее секундной стрелки часов. И в этом телескопе сконцентрированы все достижения человеческого разума – исключительно высокоточная оптика, исключительно высокоточная механика, исключительно чувствительные приёмники, исключительно мощные средства обработки информации. С наблюдательной астрономией всегда связано слово «предельный». Это предельно точное, предельно чувствительное и так далее. И эти технологии настолько нетривиальны, что их освоение при создании телескопов потом приводит их в практику, в жизнь.

Как оборонная промышленность, так и промышленность, связанная с созданием высоких технологий для наблюдательной астрономии, наземной и космической, – это движущая сила прогресса техники. Создание крупного инструмента – это развитие технологий, которые имеют двойное назначение – не только для науки, но и для народного хозяйства. Астрономия рассматривается как источник развития новых технологий. Поэтому общество и выделило целый год, чтобы привлечь внимание людей к астрономии.
+++###2###Но и астрономам интересно популяризовать свою науку?

Безусловно! Кто, как ни астрономы, заинтересован в проведении этого года! Астрономы заинтересованы во внимании властей, чтобы власти понимали, что на астрономию нужно давать деньги. Кстати, в нашей стране такого отношения, как в мире, нет, и к астрономии отношение не очень, так сказать, оптимистическое. У нас за последние 20 лет не построено ни одного крупного инструмента.

Есть и другая причина, по которой мы должны быть заинтересованы в проведении этого года. Вы же видите, какой разгул лженауки, всякой профанации науки, чертовщины, магии, астрологии. Это уже давно стало грязным бизнесом. Средства массовой информации России бесстыдно пропагандируют самые безумные лженаучные идеи. Просто из-за денег, для того, чтобы привлечь интерес слушателей или зрителей. Ради прибыли наши телевизионные бароны совершенно нагло, не стесняясь, проводят самую настоящую лженаучную пропаганду. В значительной степени телевидение несёт в себе вражеские функции, потому что оно оболванивает людей, дезориентирует их.

Ситуация страшная: 28% россиян считают, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вращается вокруг Земли.

И когда их спрашивают, почему, они говорят: «Мы видим».

В начале 90-х годов академик Виталий Лазаревич Гинзбург, получивший в 2003 году Нобелевскую премию по физике, предлагал так проверить, образованный человек перед вами или нет: спросите, отчего зимой холодно, а летом жарко. Некультурный, как правило, ответит, что летом Земля ближе к Солнцу, а зимой – дальше. В те времена, в начале 1990-х, так говорили примерно 40% населения России. Чуть больше 50% отвечали правильно, вспоминали наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты и угол падения солнечных лучей на землю. И это достаточно сложный вопрос. А сейчас на простейший вопрос, что вокруг чего вращается, 28% отвечают, что Солнце вращается вокруг Земли. Мы ж пришли в Средневековье!

И это чисто российское явление?

Нет, такое происходит не только у нас. В других странах мира интерес, например, к астрологии сейчас увеличился. И астрономов всего мира беспокоит это убожество, этот упадок.

Но в России особенно: мы переживаем тот период, который Запад переживал 20 лет тому назад, – как всегда, с запозданием и, как всегда, в гипертрофированном виде.

На Первом канале каждое утро – десятиминутный астрологический прогноз, несмотря на все протесты учёных. То же на других каналах, по радио, в газетах. Тот же академик Гинзбург писал письма относительно этих прогнозов. На что ему редактор «Известий», к примеру, ответил, что «Известия» – это коммерческая организация и решила, что может публиковать астрологические прогнозы. И всё. На мнение общества, на настроения людей – наплевать. С этим феноменом, с этим явлением надо бороться. Для нашей страны как раз проведение Всемирного года астрономии – это способ борьбы с коммерциализацией, с оболваниванием людей.

Как именно вы собираетесь бороться?

Мы запланировали провести у нас в Московском университете всероссийскую конференцию, которая будет назваться «Астрономия и общество». Конференция пройдёт с 25 по 27 марта, на ней будут представлены обзорные лекции по самым актуальным областям современной астрономии. Кроме того, запланированы круглые столы, на которых будут обсуждаться проблемы «Культура и астрономия», «Государство и астрономия», «Политика и астрономия» и так далее. Я думаю, что это будет очень полезно.

Это будет центральное событие Всемирного года астрономии в нашей стране.

А в течение всего года планируется чтение лекций. Например, Фестиваль науки, который ежегодно проходит в Московском университете, в этом году будет включать в себя и пропаганду астрономических знаний, проводиться с особым упором на астрономию. И, я думаю, если в течение года непрерывно напоминать людям об астрономии, это повлияет на мнение людей.+++###3###

Вы являетесь не только директором исследовательского института, но и заведуете астрономическим отделением физфака МГУ. Отразилось ли падение общего уровня научной культуры в стране на абитуриентах отделения?

К сожалению, у студентов нового поколения слабый уровень школьной подготовки. С ними трудно работать на младших курсах, очень многое они должны догонять, навёрстывать. Физика в школе уже читается в урезанном виде, математика – в урезанном, астрономия как предмет давно ликвидирована из учебных планов школ. И это очень плохо.

А так, что касается интереса к астрономии, «романтики» – всё осталось. Конкурс большой – 5–6 человек на место. Люди хотят обучаться астрономии.

И студенты знают заранее, что это не банки, зарплата у них будет не многие тысячи долларов в месяц, а гораздо более скромной. Но, тем не менее, они идут на астрономию, потому что это им интересно. И дальше из них вырастают прекрасные специалисты.

Мы в институте оставляем каждый год по нескольку человек выпускников и аспирантов, защищающих кандидатскую. Благодаря этому в течение последних трёх лет у нас средний возраст сотрудников института не увеличивается. Это 54 года – возраст большой, но нам хотя бы удалось остановить процесс его возрастания.

Что-то делаете, чтобы вернуть астрономию в школы?

Сейчас мы обращаемся в министерство образования. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий подписал бумагу с просьбой возродить астрономию как предмет. Кроме того, наш профессор Анатолий Владимирович Засов включён в комиссию по подготовке новых школьных программ министерства на ближайшее время и отстаивает позицию астрономии как самостоятельного предмета.

Кроме того, мы хотим уговорить московские власти, чтобы хотя бы на территории Москвы астрономию начали преподавать. В Петербурге вот губернатора, Валентину Матвиенко, удалось уговорить. Она дала указания, чтобы в школах Петербурга астрономию по возможности преподавали как специальный предмет. Мы надеемся, того же самого добиться и в Москве.

В Москве не работает ещё и важнейший центр внешкольного астрономического образования – Московский планетарий. Каковы его перспективы во Всемирный год астрономии?

Да, к сожалению, более 15 лет Москва была лишена Планетария. Конечно, есть планетарий Культурного центра вооружённых сил, но он никак не может быть заменой «большому» планетарию.

Более того, на территории последнего велась совершенно позорная деятельность по «наименованию звёзд» за деньги. Пользуясь брендом Московского планетария, его хозяева привлекали к себе внимание и торговали – от $100 до $10 000 за звезду. Хотя это откровенное мошенничество и не увековечивание имени человека, а наоборот, высмеивание его имени, огромное число людей – в первую очередь богатых, которые хотели сделать подарок своим дамам сердца – попались.

Мы писали протесты, даже в прокуратуру обращались. Но в прокуратуре нам сказали, что это мошенничество, но такое, «лёгкое мошенничество», за которое можно привлечь к административной, но не к уголовной ответственности.

Но сейчас Московский планетарий на подъёме.

В мае должна закончиться процедура банкротства, и у мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова есть намерение, чтобы Московский планетарий стал собственностью Москвы.

Здесь огромную активность проявил ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий. Он поговорил с мэром, и тот дал указания, чтобы при планетарии появился учёный совет. Виктор Антонович теперь его председатель, я – заместитель председателя. Учёный совет уже несколько раз собирался, дал рекомендации руководству Московского планетария.

Сам проекционный аппарат – «сердце» любого планетария – уже заказан и оплачен. Как и прошлый, он будет сделан на Цейсовском заводе в немецкой Йене.

Сейчас решается, какими дополнительными мультимедийными способностями его оснастить. На эти цели выделены большие деньги, часть из них уже проплачены. Видимо, с мая месяца начнётся уже окончательное восстановление Московского планетария. Там надо и внутреннюю отделку завершить, и ещё кое-что.

Не боитесь, что кризис может негативно повлиять на финансирование этих работ?

Нет. Вот как раз Виктор Антонович недавно направил письмо мэру с отчётом о работе учёного совета и с просьбой не прекращать усилия по завершению строительства Московского планетария. И у московских властей есть уверенность, что кризис не повлияет на намерения сделать из Московского планетария публичное культурно-научное учреждение.

Когда он заработает?

Есть надежда, что к концу этого года планетарий войдёт в строй. В крайнем случае – где-то к середине будущего года. Московский университет будет куратором научной и научно-популяризаторской деятельности планетария, и я думаю, начнётся его нормальное функционирование.

В следующей части интервью академик Черепащук расскажет о строительстве Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ и первом за последние 30 лет крупном телескопе в нашей стране; он уже закуплен.

Беседовал Артём Тунцов.+++

Поделиться:
Загрузка