«Вино делает мужчину похожим на женщину», — говорят некоторые исламские проповедники. Не вино, а «ген транссексуальности», говорят австралийские учёные. Они утверждают, что им удалось найти гены, которые заставляют особей Homo sapiens, которые анатомически должны считаться мужчинами, выглядеть и вести себя как женщины.
Лорен Хэар и Винсент Харви из Центра медицинских исследований имени принца Генри Монашского университета в Мельбурне решили посмотреть, чем мужчины-транссексуалы генетически отличаются от обычных мужчин.
Как сообщает BBC, для этого они взяли крупнейшую на сегодня для научных исследований в этой области выборку из 112 транссексуалов; в Австралии с этим проблемы не возникло. Генетические особенности представителей транс-сообщества учёные сравнили с ДНК 258 нормальных мужчин из контрольной группы.
Поскольку расшифровать полный геном почти 400 человек – дело пока слишком дорогое и хлопотное, учёные сконцентрировались на нескольких генах, связанных с половыми гормонами, и их восприятием различными клетками организма. Это были гены, связанные с рецепторами к тестостерону и эстрогену и ген фермента, который помогает преобразовывать тестостерон в эстроген.
«Совсем красиво» – показать, что у транссексуалов особо активен фермент, превращающий «мужской» тестостерон в «женский» эстроген – не получилось. Лишь один из исследованных генов показал значимое отличие между транссексуалами и гетеросексуальными мужчинами.
«Геном транссексуальности» оказался участок ДНК, кодирующий молекулу — рецептор к андрогенам. У транссексуальных мужчин чаще, чем у нормальных, встречался длинный вариант генетического кода этого рецептора, который, как раньше было показано, хуже выполняет свою основную функцию.
«В обществе существует представление, что транссексуализм – исключительно поведенческий выбор, никак не связанный с биологией», — сказал Харви BBC.
Последняя работа «поддерживает точку зрения, согласно которой у транссексуализма имеется биологическая основа, он не связан исключительно с психологическими факторами, – заявил он в интервью New Scientist. – Вместе с тем ясно, что наши результаты не объясняют данную форму транссексуализма полностью».
«Мы можем предположить, что в явлении идентификации себя мужчиной играет роль сигнальная система, связанная с тестостероном, – продолжил профессор свои рассуждения. – У транссексуалов эта связь слабее, что может привести к недостаточной маскулинизации их мозга». Лорен Хэар считает, что такая недостаточная маскулинизация может иметь место ещё на стадии эмбрионального развития ребёнка.
Но, по правде сказать, такие выводы кажутся слегка преждевременными.
Длинная версия гена рецептора к эстрогену встречается у половины, 50% вполне нормальных мужчин, и это никак не заставляет их переодеваться в женскую одежду и искать сексуальных приключений с представителями своего анатомического пола.
В транссексуальной группе такой вариант встретился не у 100% и даже не у 75%, а всего лишь в 55% случаев – иначе говоря, у 62 человек. Разница по сравнению с результатом контрольной группы – всего 5%, или шесть человек.
Назвать такой сигнал «статистически значимым» с натяжкой, конечно, можно, но вот что на самом деле означает результат, едва-едва дотягивающий до 1 σ, – вопрос открытый. Статистический разброс параметра при такой выборке будет составлять чуть больше 5 человек.
Результаты работы австралийцы обещают опубликовать в Biological Psychiatry, если, конечно, редактора этого журнала устроит данный уровень «значимости».