Если Вас утомило просеивать через себя сотни веб-страниц ненужной информации в поисках чего-то по-настоящему интересующего, не расстраивайтесь. По крайней мере, если Вам за 50, а такое занятие – не в новинку.
Как показали американские нейрофизиологи из Университета Калифорнии в Лос-Анджелосе, поиск информации в интернете тренирует мозг не хуже разгадывания кроссвордов и чтения книг.
Для своего исследования учёные набрали 24 добровольцев в возрасте от 55 до 76 лет. Половина подопытных имела опыт поисков во всемирной сети, половина – нет. Возрастной и половой состав двух групп и уровень образования подопытных были примерно одинаковыми.
Головы добровольцев засунули в магниторезонансный томограф, способный по притоку крови к разным участкам мозга определить уровень их активности. А самих подопытных тем временем заставили сначала читать книги, а затем искать информацию в интернете; тем временем учёные тщательно документировали происходящие в головах добровольцев изменения.
Как оказалось, между двумя группами практически не наблюдалось отличий при чтении книг. У всех возникала активность в участках мозга, связанных с речевыми способностями, визуальных центрах и областях, связанных с памятью и конкретно с чтением.
Однако как только подопытные переключились на активный поиск в интернете, в дело тут же вступили и участки коры головного мозга, ответственные за принятие решений и сложные логические построения.
Более того, у тех, кто прежде имел опыт подобных поисков, активность мозга увеличилась многократно в сравнении с новичками. Если у неискушённых сигналы возбуждения удалось зафиксировать в среднем от примерно 8 тысяч элементов объёмного разрешения (так называемых вокселей), то для опытных искателей этот показатель подскочил до 22 тысяч.
По словам руководителя принятой к печати в American Journal of Geriatric Psychiatry работы, заведующего университетской кафедрой старения профессора Гари Смолла, это исследование позволяет надеяться, что новые компьютерные технологии могут оказаться полезными для физиологии мозга людей среднего и пожилого возраста.
«Поиск в интернете подразумевает сложную мозговую деятельность, – поясняет Смолл. – А это помогает тренировать мозг и улучшать его работу». По сравнению с чтением, разнообразие выбора в интернете заставляет людей активнее задействовать мозговые структуры, используемые при принятии решений, полагает учёный.
С возрастом в мозге происходят многочисленные структурные и функциональные изменения, связанные с постепенным снижением активности нейронов, а также накоплением амилоидных белков на стенках кровеносных сосудов. Всё это со временем приводит к постепенному угасанию мозговой функции.
Активная мозговая деятельность – даже в игровой форме – позволяет лучше сохранить здоровье серого вещества, обеспечивая своеобразные «упражнения для мозгов». Традиционно в роли таких упражнений выступали разнообразные головоломки, разгадывание кроссвордов и чтение.
По мнению Смолла и его коллег, с приходом эры компьютерных технологий помочь дожить до старости в здравом уме могут и новые трюки – например, пользование интернетом.
А не слишком значительной активации, показанной «интернет-новичками», не стоит бояться: чем больше времени они будут проводить в сети, тем больше станут походить на «интернет-профи», которым поиск приносит несомненную пользу.