Несмотря на, казалось бы, окончательно выстроенное древо жизни и отсутствие, по мнению самих эволюционистов, серьёзных белых пятен в истории развития живого, вопросы остаются. И даже генетика со всей её точностью и расчетными моделями вряд ли сможет в ближайшее время точно определить время возникновения той или иной группы.
Всем современным представлениям о появлении «самых первых» мы обязаны именно наблюдательности палеонтологов. Так что в этой области умение работать с кисточкой и зубилом пока ценится больше, чем знание принципов рекомбинации и вероятностей случайных мутаций.
Что в очередной раз подтвердил Лорен Бэбкок и его коллеги из Университета американского штата Огайо, откопавшие, как они считают,
доказательства первых полноценных шагов по нашей планете.
На обнаруженном в 2000 году в Неваде образце горной породы ученые нашли два параллельных ряда точек, оставленных где-то 570 миллионов лет тому назад.
Как предполагают исследователи, отпечатки диаметром 2 миллиметра не известное пока науке существо оставило на мягком морском дне в эдиакарии — периоде, предшествующем кембрию с его знаменитым «кембрийским взрывом».
Из-за этого своего последователя эдиакарий, относящийся ещё к протерозойскому эону, до недавнего времени был не особо интересен эволюционистам: большинство известных сегодня групп сложноорганизованных животных возникли позже. Кстати, и способность передвигаться на конечностях, как раньше предполагалось, тоже возникла в кембрии: находки, похожие на последнюю, но сделанные в Канаде и Китае, датировались 520 миллионами и 540 миллионами лет соответственно.
К какой группе животных относился наследивший организм — пока неизвестно. Бэбкок уверен, что это в любом случае было червеобразное существо с шириной тела около миллиметра и несколькими ногами. А вот насчёт того, на кого именно оно было похоже, у учёных есть две гипотезы.
Во-первых, это мог быть просто организованный аналог членистоногих: многоножки одними из первых стали передвигаться на отдельных конечностях. А во-вторых, подобные отпечатки мог оставить кольчатый червь, тоже обладающий своеобразными конечностями, только не настолько сильно выступающими.
Поскольку отпечаток самого существа пока не найден, то и точно установить личность наследившего не представляется возможным.
Да и сами исследователи, представившие анализ находки на встрече Американского геологического общества в Хьюстоне, пока были очень осторожны в своих оценках.
Сам Бэбкок готов к скептическим нападкам коллег, хотя и надеется, что опубликованное сообщение заставит внимательнее смотреть под ноги. Сама находка не изменит нашего взгляда на эволюцию, но может сдвинуть современные представления о времени её важнейших событий. Правда, для этого наверняка понадобятся камушки посущественнее и желательно с отпечатками самих существ.
Искать их, по мнению ученых, стоит в Неваде, южной Австралии, Ньюфаундленде, Намибии и в районе российского побережья Белого моря.
Беломорские окаменелости из протерозоя относятся уже к расцвету эдиакарской жизни, так что следы, которые здесь можно будет найти, вряд ли будут древнее. Но, хочется надеяться, убедительнее свидетельств, представленных исследователями из Огайо.
Конечно, десяток-другой миллионов на четырехмиллиардолетней шкале — сущие пустяки. Но если учесть, что большая часть наблюдаемого нами сейчас многообразия возникла за последние 500–600 миллионов лет, то и значимость десятка неоспорима. По крайней мере, для самих ученых.