Антикитерский механизм использовал 12-месячный цикл для расчета затмений и олимпиад
Пётр Смирнов
С помощью антикитерского механизма, одним из возможных создателей которого был Архимед, древние греки умели не только выполнять простые арифметические действия, но и рассчитывать положение Луны и Солнца. Тот же «аппарат» использовался для определения точной даты олимпиад и других игр.
Хотя современная астрономия и считается одной из самых «бесполезных» наук, именно ей мы обязаны возникновением календаря и его совершенствованием. В отличие от современных астрономов, для древних основная проблема заключалась всё-таки не в поиске новых объектов и выяснении причин зарождения Вселенной, а в расчетах движения небесных тел.
Механизмы и сооружения, использовавшиеся для этого — пожалуй, самые желанные находки для археологов. Правда, в большинстве случаев основная работа приходится не на раскопки, а на восстановление «инструкции» к древним приборам, вне зависимости от их размеров.
Тони Фрит и его британские, американские и греческие коллеги, участвующие в проекте по изучению антикитерского механизма, опубликовали в Nature новые данные о предназначении и способах использования артефакта, обнаруженного на затонувшем корабле ещё в 1901 году.
Расшифровав надписи вокруг «солнечных крестов», ученые пришли к выводу, что календарь использовался и в социальных целях:
по их мнению, устройство позволяло точно рассчитать время проведения соответствующих спортивных игр, в том числе олимпийских и панэллинских.
Устроители олимпиады в свое время столкнулись с той же проблемой, что и крестьяне: им нужно было точно рассчитывать время начала. Если во время посевной одним днем пожертвовать можно, то игры, на время которых объявлялось полное перемирие между часто враждовавшими полисами, всегда начинались в одно и то же время: первое полнолуние после летнего солнцестояния.
Соответственно, для того, чтобы за год или два знать точный день, нужно было уметь синхронизировать лунный цикл и солнечный календарь. В один 19-летний лунно-солнечный цикл их объединил астроном Метон в 433 году до н. э., а позже он же создал переставной календарь из камня – парапегму. Сто лет спустя его «коллега» Каллипп составил свой, 76-летний цикл, сократив каждые 4 метоновских года на 1 день. Раньше считалось, что для расчета каллипповского цикла и был предназначен один из дисков.
Надписи вокруг солнечного креста, выявленные с помощью компьютерной томографии, оказались названиями игр: истмийские, олимпийские, немейские и питийские.
Там же упомянуты игры в Додоне и ещё одни, название которых ещё предстоит установить.
Поскольку обнаружено только 30 шестерен, а механизм мог состоять и из 32, и из 37, назначение «отсутствующих» частей до расшифровки надписей оставалось неизвестным. В зависимости от варианта механической реконструкции они позволили бы отслеживать положение разных небесных тел, но расшифровка надписей подтвердила только Марс, Юпитер, Сатурн и эллиптическую орбиту Луны.
Вторая находка Фрита и его коллег к астрономии имеет мало отношения. Они смогли восстановить названия всех 12 месяцев, используемых в антикитерском механизме. Подобный календарь употреблялся только на Коринфе и Сицилии.
Поскольку самый известный изобретатель, живший в этом регионе в древности, – Архимед, то авторы не преминули приписать ему идею изобретения. Хотя находка датируется 100–150 годами до нашей эры, а защитник Сиракуз умер в 212 году до н. э., это не помешало Фриту упомянуть любителя астрономической механики.
Кроме предсказания затмений и определения даты, «прибор» можно использовать и для простых арифметических вычислений: сложения, вычитания и деления, что как минимум на полтора века обгоняет первые чертежи аналоговых арифметических устройств, известные до сих пор.
Одна из неразрешенных загадок: почему антикитерский механизм – единственный, дошедший до наших дней.
Даже если предположить, что отжившие свой век бронзовые детали обычно переплавлялись, в письменных источниках нет ни одного упоминания о подобном «технологическом чуде», а в течение ещё длительного времени для расчетов — как математических, так и астрономических — использовались куда более простые устройства.