Пчёлы учат языки

Пчёлы могут выучить чужой язык танцев

Чувство голода помогает преодолевать языковой барьер. Как показали биологи, пчёлы разных видов способны выучить язык танцев друг друга ради совместного сбора нектара. При этом азиатские рабочие пчёлы с удовольствием следуют за разведчиками-европейцами, а вот «европейцы» азиатских скаутов не особо замечают.

Язык танца, с помощью которого пчелы осуществляют эффективную коммуникацию внутри колонии, изучается учеными уже довольно давно. Во многом именно пчелиные популяции позволили ученым систематически исследовать принципы, на которых зиждутся восприятие и общение насекомых.

В новой работе ученым удалось впервые показать, что пчелы разных видов могут перенимать друг у друга язык танца, который по-разному используется для коммуникации внутри конкретного вида.Статья международного коллектива ученых опубликована в журнале PLoS ONE.

Разделение девяти современных видов медоносных пчёл произошло от 30 до 50 миллионов лет назад. С тех пор внутри каждого из видов язык танца для общения с соплеменниками развивался по-своему. Хотя пчёлы используют в танце всего три основных движения, продолжительность танца сильно различается от одного вида пчел к другому. Именно это различие и позволяет говорить о различных «диалектах» языка танцев, используемого пчелами.

Команда австралийских, канадских и китайских ученых изначально ставила своей целью перепроверить данные о различии диалектов. Для проведения своего эксперимента ученые использовали два вида, максимально удаленных друг от друга географически, – европейскую пчелу Apis mellifera и азиатскую Apis cerana. Биологи поместили ульи насекомых в одни и те же условия и снабдили их одним и тем же источником нектара, на который из раза в раз натыкались пчелы-разведчики. Возвращаясь назад в улей, скауты демонстрировали различный по продолжительности танец, хотя показывали в обоих случаях на одно и то же место.

Убедившись в существовании диалектов, различающихся у данных двух видов пчёл, ученые, не мудрствуя лукаво, создали смешанную колонию из азиатских и европейских особей.

Вообще говоря, создание целостной колонии из представителей различных видов не предусмотрено природой – пчёлы разных видов обладают различными характерными запахами, и пришельцы, как правило, быстро и жестоко выдворяются из улья. Однако в случае с азиатами и европейцами два вида оказались не сильно различны по аромату, и общую колонию создать удалось. Разумеется, в ней периодически вспыхивали агрессивные настроения со стороны представителей одного из видов, однако ученые научились быстро гасить подобные восстания, удаляя наиболее активных зачинщиков беспорядков и опрыскивая колонию сахарным сиропом. Обилие пищи делало свое дело.

В первую очередь, учёных интересовал именно коллективный поиск пищи.

К своему удивлению, они обнаружили, что пчелы довольно быстро учатся понимать послания, исполненные на чужом языке, и в скором времени начинают совместно искать пищу.

В данном случае азиатский вид пчел изучил европейский язык и пчелы-сборщики из Азии не только следовали своим собратьям из Европы на очередную вылазку за пропитанием, но и корректно интерпретировали послания европейских разведчиков. К сожалению, эксперимент был поставлен таким образом, что учёные были не в состоянии замерить, сколько времени требуется на выучку: пчёлы маркировались уже после того, как образовывалась устойчивая колония, на что могло потребоваться от нескольких дней до пары месяцев; к этому времени одни пчёлы уже выучивали язык других.

Кстати, европейские пчёлы за своими азиатскими собратьями не следовали. И вовсе не из-за каких-то предубеждений. Просто «азиаты» оказались куда более чувствительны к веществу, которое выделяет пчела-разведчик европейского типа, чем «европейцы» к сигналам азиатских скаутов.