Диетологи с удовольствием расскажут вам о том, что минералы необходимы для роста и развития в любом возрасте. Для большинства из них известны даже весьма точные цифры суточной потребности. Исследования, выполненные на летучих мышах международной командой зоологов под руководством Кристиана Фойгта из берлинского Зоологического института имени Лейбница, расширили список функций обычных солей, добавив туда и детоксикацию.
Как оказалось, за миллионы лет эволюции рукокрылые научились обезвреживать растительные яды, в большом количестве образующиеся в зеленых частях плодов.
Геофагия, или поедание грязи, земли и золы – довольно распространенное явление в животном мире, свойственное как беспозвоночным, так и позвоночным, включая человека. В отличие от «грызущих гранит» по вполне понятным причинам людей, мотивы животных объяснить гораздо сложней.
Принятые гипотезы, некоторые из которых подтверждены и экспериментально, включают в себя защиту стенок пищеварительного тракта от самопереваривания, помощь во всасывании антибиотиков у птиц и механическую обработку пищи, выполняемую мелкими камешками в желудке беззубых пернатых. Но главным объяснением остается обеспечение организма недостающими питательными веществами и компенсация токсического действия растительных веществ.
Жизнь в тропиках хотя и сладка, не настолько легка, как может показаться. Большинство тропических и засушливых районов достаточно скудны в минеральном плане. Именно поэтому регулярные визиты животных к скоплению солей – «минеральным лизунцам» — трактуются биологами как охота за недостающими натрием, кальцием или железом.
«Вегетарианцы» сталкиваются с другой проблемой – растительная пища чаще всего обеспечивает организм необходимыми минералами, но богата весьма активными метаболитами, которые могут быть токсичны или даже обладать канцерогенным эффектом. Ученые решили проверить, как летучие мыши решают эти проблемы с помощью лизунцов, которые в тропиках зачастую сочетаются с выходом на поверхность минеральной воды.
Для этого зоологи отлавливали «фруктоядных» летучих мышей вида Artibeus obscurus и всеядных Carollia perspicillata, способных питаться и фруктами, и насекомыми. Вылов и забор небольших кусочков ткани крыла осуществляли как просто в джунглях Амазонки, так и «на точке» — рядом с лизунцами. После этого в биологическом материале исследовали содержание изотопов азота и минералов, что характеризовало частоту визитов к источникам.
К удивлению ученых, любители фруктов посещали «нарзаны» гораздо чаще – но лишь в период беременности и выкармливания детенышей.
При этом содержания минералов в тканях будущих матерей было более чем достаточно, чтобы поддерживать себя в форме и растить потомство. Это не мешало им пить богатую солями воду и есть насыщенную грязь, которые, ко всему прочему, неплохо компенсировали действие растительных токсинов – алкалоидов, гликозидов и разнообразных кислот, которые спелые фрукты содержат в избытке.
Если действие ядов на взрослый организм практически не выражено, то мышам-малышам приходится гораздо сложней. А родители во всем животном мире склонны к защите своего потомства любыми доступными средствами – в данном случае интенсивным промыванием своего организма, заключили учёные. Результаты их работы опубликованы в последнем номере PLoS ONE.
Кстати, летучие мыши – далеко не первые животные, у которых обнаружен этот феномен. Таким же способом защиты от ядов растительного происхождения пользуются птицы, слоны, приматы и даже люди, не обученные медицине и не знакомые с понятиями «осмотичность» и «ионы»: в ходе работы Фойгт и его коллеги выяснили, что аборигены Африки и Южной Америки нередко приходят к таким же источникам за «живой водой».