Для продолжения рода нужен только один из миллионов, извергаемых при каждом половом акте. Но, как показали британские биологи, остальные умирают не зря.
Ученые уже давно знали, что до половины всех образующихся у насекомых сперматозоидов изначально не способны к оплодотворению. Это не очень похоже на экономную и бережливую природу, экономящую энергию и не следующую правилу достижения цели любыми средствами.
У позвоночных избыток спермы объясняется необходимостью естественного отбора, и каждый сперматозоид потенциально способен к оплодотворению, ни в чем не уступая своим собратьям.
У насекомых «парасперма», нередко доминирующая в эякуляте бабочек, изначально не способна к оплодотворению, что оставалось загадкой, которую разгадали британские ученые из Шеффилдского университета.
Как оказалось, задача этих сперматозоидов – умереть за своих собратьев в «неравном бою» с враждебным спермицидным микроокружением в женских половых путях. При этом создается среда, пригодная для спринта фертильных, т.е. способных к оплодотворению сперматозоидов.
Самцы других видов, например, человека, придумали другой способ борьбы полов на фронте оплодотворения. Осмотичность, необходимая кислотность среды и подавление иммунной активности в женских половых путях поддерживаются с помощью выделений желез.