Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Грызун-гигант не мог разгрызть ореха

В Уругвае обнаружен череп грызуна, который весил тонну

На юге Уругвая найдены останки крупнейшего грызуна, известного человечеству. Длина его черепа более полуметра, вес составлял около тонны. Тем не менее, грызун, скорее всего, питался мягкой растительностью и фруктами.

В Уругвае обнаружен окаменевший череп, принадлежавший древнему грызуну. Судя по его размерам, грызун, живший 2–4 миллиона лет назад, обладал огромными размерами, а его вес превышал тонну. Как заявляют учёные, окаменелости принадлежат самому крупному грызуну, известному науке. Самым большим из ныне живущих представителей отряда считается капибара, или водосвинка (Hydrochoerus hydrochaeris), обитающая в Южной и Центральной Америке; вес представителей этого вида достигает 60–65 кг.

Череп нового грызуна, получившего имя Josephoartigasia monesi, был обнаружен в огромном расколовшемся валуне, лежавшем у побережья Атлантического океана на юге Уругвая. Проанализировав возраст скалы, Андрес Риндеркнехт и Эрнесто Бланко, представляющие Музей естественной истории и Физический институт в Монтевидео, пришли к выводу: 53-сантиметровый череп принадлежит созданию, обитавшему в этом регионе 2–4 миллиона лет назад. Результаты исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B.

По словам биолога Инны Хоровиц из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, обнаружение практически полного черепа таких размеров является чрезвычайно важной находкой, которая может стать серьезным подспорьем при изучении эволюции отряда грызунов.

В ходе изучения окаменелостей Josephoartigasia monesi Хоровиц и её коллеги обратились к останкам другого гигантского грызуна — Phoberomys pattersoni, который ранее считался рекордсменом по весу среди представителей этого отряда млекопитающих. Останки этого травоядного, жившего около 8 миллионов лет назад, были обнаружены в 2000 году в болотистой местности на севере Венесуэлы.

Проведенная исследователями в 2003 году реконструкция облика гиганта позволила узнать, что внешне Phoberomys pattersoni, обладавший длинным хвостом, который помогал ему балансировать на задних конечностях, походил на огромную морскую свинку. В длину эта «свинка» достигала 2,5 метров (без учета хвоста), а вес особей мог доходить до 700 кг, так что издали Phoberomys pattersoni напоминал не маленького
грызуна, а буйвола.

Кажется, что Josephoartigasia monesi побил рекорд своего далекого предка-тяжеловеса.

Однако пока подобное заявление можно расценивать лишь как предварительное. Дело в том, поясняет Хоровиц, что размеры двух грызунов и реконструкция их облика осуществлялись разными командами исследователей, которые использовали в каждом случае разные методики. По этой причине провести прямое сравнение размеров тела или веса грызунов не представляется возможным, подчеркнули исследователи.

В любом случае, замечают они в интервью Nature News, сравнение черепов будет явно не в пользу венесуэльского гиганта.

Впрочем, несмотря на исключительность находки, палеонтологи уже столкнулись с рядом трудностей. Так, огромный, практически полный череп животного оказался единственной находкой палеонтологов. В результате тщательного исследования участка учёным не удалось найти других окаменелостей, принадлежащих Josephoartigasia monesi.

Это значит, что эксперты, лишенные возможности оперировать, например, информацией о длине конечностей грызуна, не могли корректно оценить истинные размеры особи, используя стандартные методы реконструкции облика. Вместо этого учёные вывели математическое соотношение между размером черепа и массой тела, которому лучше всего подчиняются 13 современных видов грызунов, наиболее близких древнему гиганту J. monesi. Понятно, что речь идёт о значительной экстраполяции: самые крупные современные черепа грызунов в несколько раз меньше.

В результате вычислений J. monesi оказался «крысиным королём» весом в 1008 кг.

Добавление в уравнение данных о 6 дополнительных измерениях черепа сместило оценку до 1200 кг, а наиболее вероятный диапазон веса особей составил от 470 до 2600 кг.

Кроме анализа веса животного учёные провели исследование зубов J. monesi. Маленькие коренные зубы грызуна позволили предположить, что он принадлежал к семейству Dinomyidae (диномииды, или пакарановые), некогда процветавшей группе южноамериканских грызунов, к которой относился и венесуэльский Phoberomys pattersoni.

На сегодняшний день на Земле проживает лишь один представитель — пакарана (Dinomys branickii), проживающая в лесах бассейна реки Амазонка. Этот зверек, являющийся крайне редким животным, находящимся под угрозой исчезновения, сейчас считается вторым по величине грызуном после капибары. Более того, крайнее сходство коренных и малых коренных зубов говорит о том, что буйволоподобный J. monesi обладал несколько неразвитой челюстью и питался так же, как его современные родственники, — ограничивал диету мягкой растительностью и фруктами.

Если это предположение учёных подтвердится, учёным придется признать, что южное побережье Уругвая, сейчас признаваемое засушливой областью, миллионы лет назад было покрыто буйной растительностью. А это значит, что вымирание гигантских грызунов может быть связано с изменением климата, которое привело к исчезновению пищевых ресурсов.

Сейчас исследование огромного грызуна продолжается, в ближайших планах учёных — создать специальную биохимическую модель, которая поможет определить силу укуса J. monesi .

Вместе с тем, некоторые исследователи уверены: даже если Josephoartigasia monesi является рекордсменом, рекорду его держаться не долго.

По словам Марсело Санчеса из швейцарского Цюрихского университета, очередные гигантские находки — лишь вопрос времени.

Дело в том, замечает Санчес, что, отколовшись от Северной Америки и став 65 миллионов лет назад островом, Южная Америка стала местом обитания огромного количества разных грызунов. Как раз в это время вымерли динозавры, освободив пространство для новых животных, которые не замедлили заполнить новые экологические ниши.

Кроме того, отсутствие борьбы за выживание, которая могла бы иметь место в том случае, если бы Южная Америка не отделилась от Северной, помогла грызунам развиться в крайне многочисленный отряд. Соединились же две Америки как раз несколько миллионов лет назад, и на южный континент смогли перейти и хищники, и конкуренты за пищу, жизненное пространство, и, возможно, самое главное — инфекции, к которым животные Южной Америки готовы не были.

Впрочем, не исключено, что недолгую жизнь этому рекорду Санчес предсказывает с досады: именно он открыл прежнего рекордсмена в болотах Венесуэлы.