У подножья храма Амона в Карнаке найдена древняя дамба и общественные бани
Оксана Молчанова
При раскопках у подножия храма Амона в египетском Эль-Карнаке найдены стена древней дамбы, пандус для вхождения фараона в храм и общественные бани. И если предназначение первых двух сооружений археологи понимают, то насчёт бань единого мнения нет.
Археологи сделали серию удивительных находок у подножья храма Амона в Карнаке. В непосредственной близости от храма, воздвигнутого в XV-XIII веках до н. э., исследователи нашли различные артефакты, в том числе клад из сотен бронзовых монет. Кроме того, они раскопали ранее неизвестные части храма: пологий пандус, служивший, вероятно, для входа фараона в сакральное помещение, а также стену, которая 3 тысячи лет назад оказалась необходима для фиксации грунта. Древние зодчие возводили храм в непосредственной близости от священной реки Нил, поэтому строение находилось на зыбкой почве, и для его укрепления понадобилось построить специальную стену.
По словам ученых, работающих на раскопках, последние карнакские находки могут полностью изменить представление, как выглядел храм и окружающие его территории во времена непосредственного строительства. Уже наличие самой стены говорит о том, что когда-то воды Нила практически подходили к храму, а не текли примерно в 200 метрах от постройки, как теперь.
Фрагменты стены были обнаружены в результате плановых работ по сохранению фасада здания, а все остальные артефакты исследователи обнаружили при непосредственных раскопках стены. Как рассказал National Geographic генеральный секретарь египетского Высшего cовета по вопросам древностей Захи Хавасс, высота стены, состоящей из песчаника, составляет порядка 7 метров, а ширина – 2,5, однако в древности эта своеобразная храмовая дамба могла быть значительно выше и шире.
На основании орнаментов и других изображений эксперты сделали вывод: стена возводилась в период правления XXII династии (945–715 годы до н. э.), и строительство продолжалось вплоть до IV века до н. э.
«По нашим сведениям, это самое массивное сооружение подобного рода, когда-либо возведенное на территории Древнего Египта. Такая стена могла весьма эффективно защитить стены святилища Амона от ежегодных разливов Нила», — отметил Хавасс.
По словам одного из сотрудников Высшего совета по вопросам древностей Мансура Борайка, наличие стены говорит о том, что храм действительно располагался в непосредственной близости от русла Нила. Впрочем, открытие этой «дамбы» предоставляет новые данные и о том, как на самом деле выглядел фасад храма.
Все предыдущие теории о внешнем виде храма, получившие распространение среди археологов, искусствоведов и историков, появились после анализа изображений, найденных в частных захоронениях, относящихся ко времени правления XVIII династии (1550–1295 до н. э). Так, в гробнице чиновника Неферхотепа, жившего в указанный исторический период, археологи обнаружили настенное изображение храма, на котором можно было увидеть основную постройку и небольшой прямоугольный пруд, располагавшийся прямо перед храмом и сообщавшийся с помощью канала с Нилом.
Первые фрагменты стены археологи находили еще в 1970-х годах, однако тогда эксперты решили, что нашли части стены бассейна. Это ошибочное мнение разделялось большинством учёных вплоть до раскопок 2007 года, в рамках которых исследователи обнаружили другие фрагменты этой же стены, которые находились в нескольких метрах от предыдущей аналогичной находки. По словам экспертов, представляется маловероятным, чтобы по каким-то причинам стены бассейна, построенного во внутреннем дворе храма, оказались перенесенными на такое большое расстояние от своих первоначальных координат. Именно тогда археологи выдвинули предположение о наличии заградительной дамбы, предусмотрительно сооруженной древними зодчими. В то же время бассейн, изображаемый в гробницах, скорее всего, был засыпан самими древними египтянами, что позволило им впоследствии расширить территорию храмового комплекса.
Сейчас экспертам уже удалось провести анализ фрагментов почвы вблизи найденной стены. Согласно первым результатам этого анализа, почва у подножья храма состоит из наслоений песка и ила, что подтверждает возможность протекания на этой территории реки.
Что же касается других построек храма и артефактов, археологам удалось раскопать пологий пандус или скат, примыкающий к храмовой постройке, две общественные бани и кувшин, наполненный 300 бронзовыми монетами.
Пандус, который, скорее всего, соединял берег Нила и вход в храм Амона, служил для входа фараона в постройки комплекса. Пока археологам удалось найти свидетельства того, что уже в VII веке до н. э. фараон Тахарка постоянно пользовался пандусом в ходе своих визитов в храм. Возможно, пандус простирался до самих лодок, на которых фараоны добирались до храма, именно поэтому некоторые археологи считают, что неподалеку от карнакского храма можно обнаружить останки древних плотов и лодок, использовавшихся в процессиях.
Сооружение общественных бань, по оценкам экспертов, произошло несколько позже строительства пандуса, в период македонского правления Египтом, то есть IV-I веках до н. э. Работа в этих помещениях продолжается, однако эксперты уже провели первичный осмотр раскопа и пришли к выводу, что бани располагались за пределами храмовых стен. Сейчас археологи с уверенностью утверждают: одна из бань, пол которой был выложен плиткой, украшенной сложным мозаичным орнаментом, вмещала в себя до 16 человек, в то время как помещение второй было украшено скульптурами дельфинов, между которыми располагались сидения для моющихся.
Вполне возможно, отмечают исследователи, что бани могли служить не просто местом отдыха египтян, но и помещением для омовений перед входом в сакральное пространство храма. Согласно другой гипотезе, бани являются свидетельством существования жилых помещений при храме, которые могут открыться при дальнейших раскопках.
Бронзовые монеты с изображениями первых македонских правителей страны (представители династии Птолемеев, в частности, Птолемей I) также относятся к IV-I векам до н. э. Сейчас археологи проводят тщательную чистку монет с целью обнаружения каких-либо знакомых изображений.