В пятницу утром к Луне отправилась японская исследовательская миссия «Кагуя». Вместе с крупнейшим со времен американской программы Apollo космическим аппаратом для исследования Луны — селенологическим и инженерным зондом SELENE (SELenological and ENgeniring Explorer) — к небесному телу отправились два «микроспутника», которые помогут изучить и его скрытую от нас сторону.
Аппарат весом около 2,5 тонн стартовал с крошечного острова Танэгасима на юге Японии в 9.31 по местному времени (5.31 мск). Через 45 минут он отделился от ракеты-носителя H-2A и, совершив два с половиной витка вокруг Земли, отправился в пятидневное путешествие к Луне. В следующую среду «Кагуя», названная именем японской лунной феи Кагуя-хамэ, выйдет на орбиту вокруг естественного спутника нашей планеты и запустит трёхмесячную программу тестирования навигационного и научного оборудования. Собственно научные исследования начнутся лишь к Новому году.
На борту «Кагуи» находятся 15 исследовательских инструментов, с помощью которых можно изучать почти весь спектр электромагнитного излучения. Спектрометры рентгеновского и гамма-диапазонов будут определять химический состав пород лунной поверхности. Рентгеновский аппарат займётся относительно лёгкими элементами — от кремния и алюминия до железа и марганца, — оставляющими характерный след в отраженном от поверхности Луны рентгеновском излучении Солнца. Гамма-спектрометр, в свою очередь, будет искать кванты, образующиеся при взаимных превращениях тяжёлых элементов — урана, тория и им подобных, сопровождающихся также выбросом лёгких ядер (например, водорода и гелия).
Аппараты, изучающие видимый и инфракрасный диапазоны, исследуют минеральный состав лунного грунта. Учёные надеются, что им удастся найти участки поверхности, в которых содержится водный лёд. Именно лёд должен стать основным источником воды для будущих колонистов, отправку которых на Луну США и Россия планируют осуществить через 10–15 лет.
Ионосфера Земли и распределение плазмы в её ближайших окрестностях будут исследоваться как в видимом, так и в ультрафиолетовом диапазонах — от мягкого до предельно жесткого. Кроме того, на SELENE установлена и HDTV-камера, и стоит она там в буквальном смысле для красоты.
Камера будет передавать фотографии и видеоролики восходящей и заходящей Земли, чтобы японские налогоплательщики, заплатившие за аппарат около $479 миллионов, смогли полюбоваться родной планетой.
Предаваться созерцанию они смогут каждые сто минут — примерно за столько времени аппарат будет обращаться вокруг Луны по своей полярной орбите высотой 100 км.
Одна из самых интересных особенностей «Кагуи» — наличие в её составе двух микроспутников VRAD и RSAT весом около 50 кг каждый. Они отделятся от SELENE уже на окололунной орбите и будут двигаться по своим независимым траекториям. Постоянная радиосвязь всех трёх спутников между собой и с наземными станциями слежения позволит подробно исследовать структуру гравитационного поля Луны, а также построить трехмерную модель распределения заряженных частиц и её слабого магнитного поля.
Эти исследования будут очень важны при выборе места будущих лунных баз, которые должны быть по возможности защищены от жесткого излучения Солнца.
Наличие дополнительных спутников позволит продолжать эти исследования и в тот момент, когда основной аппарат с Земли не виден, и учёные впервые смогут определить особенности гравитационного поля обратной стороны Луны. По этим данным можно будет не только протестировать теории образования и эволюции естественного спутника нашей планеты, но и определить области залегания полезных ископаемых. Кроме того, аппарат сможет заглянуть и под поверхность небесного тела, посылая мощные импульсы радиоизлучения, способные проникнуть сквозь лунную кору. Одновременно будет идти трехмерное картирование поверхности — изображения со стереофотокамер будут дополнены данными с лазерного высотомера.
«Кагуя» — крупнейший в истории Японии космический проект. Последний раз японцы запускали аппарат к Луне 17 лет назад, при этом основным его назначением было лишь тестирование необходимых для успешной лунной миссии технологий. Свои лунные программы сейчас по мере возможностей активизируют и традиционные космические державы — Россия и США. Так, NASA планирует уже в следующем году запустить «Лунный орбитальный разведчик» — Lunar Reconnaissance Orbiter. Однако на пятки им наступают и космические новички: китайский аппарат «Чанъэ-1» должен быть запущен до конца года, а индийский «Чандраяан-1», если всё пойдёт по плану, полетит в следующем году.