При помощи георадиолокатора мексиканские археологи подтвердили, что в центре Мехико, под известной каменной плитой, есть подземные помещения. Учёные полагают, что они докопались до гробницы императора ацтеков Ауисотля. Он правил в то самое время, когда Колумб открыл Новый Свет. Если их догадки верны, находка станет первой гробницей верховных правителей ацтеков.
Во времена Ауисотля ацтекская цивилизация достигла наивысшей точки развития. Известный своей жестокостью правитель (в переводе его имя звучало как «Водяная Собака») раздвинул границы своих владений до тихоокеанского побережья Гватемалы. И стал последним ацтекским императором, или тлатоани, правление которого завершилось до начала конкисты.
Как писали в своих отчетах испанские священники, в данной местности ацтеки кремировали и хоронили своих правителей, но ранее здесь не находили никаких могил. Отчасти это объясняется тем, что поверх ацтекского Теночтитлана испанцы построили свой собственный город Мехико, колониальные постройки которого имеют очень большую историческую ценность и не могут быть уничтожены в процессе раскопок.
В данном случае докопаться до ацтекского погребения помогла природа: одно из колониальных зданий безвозвратно повредило сильнейшее землетрясение 1985 года. Дом снесли в 1993 году, благодаря чему у ученых впервые появилась возможность изучить участок, примыкающий к центральной площади города Сокало (оф. наз. — площадь Конституции), между Кафедральным собором и руинами пирамиды Темпло-Майор.
«Мы работаем очень и очень медленно… Мы чувствуем большую ответственность и фиксируем каждую мелочь, — говорит главный археолог проекта Леонардо Лопес Лухан. — Для нас это совершенно новая ситуация, мы не знаем в точности, что ожидает нас внизу».
Особенно осторожными археологи стали в конце 2006 года, когда докопались до монолита с изображением ацтекской богини земли Тлальтекутли. Плита размером около четырех метров располагалась у западного подножия Темпло-Майор. Тлальтекутли представлена в виде женщины с огромными когтями, она рожает, присев на корточки, а тем временем поток крови течет ей в рот. Ацтеки верили, что вечно голодная Тлальтекутли пожирает мертвых, а затем дает им новую жизнь. Богиня внушала им такой ужас, что обычно ее изображения укладывали на землю лицом вниз. Однако в данном случае барельеф был обнаружен на верхней стороне монолита, хотя его замазали глиной и завалили камнями. Сам же монолит раскололся под тяжестью построенного поверх него дома.
В когте правой ноги Тлальтекутли держит кролика и десять точек, что указывает на дату, обозначающую «10-го кролика», или 1502 год — год смерти Ауисотля
Ауисотль был не просто правителем ацтеков, он был самым успешным завоевателем в их истории, его иногда называют Александром Македонским Мексики. Он присоединил к империи ацтеков от 13 до 40 новых районов. Для расширения своих владений он использовал все возможные способы, вплоть до политических браков.
На открытии храма, перестройка которого завершилась во время правления Ауисотля (она началась при его предшественнике Тисоке, отравленном в 1486 г.), было принесено в жертву от 4 до 80 тыс. человек (вероятнее всего, 20 тыс.). Торжество началось 19 февраля 1487 года и продолжалось 4 дня. Ауисотль лично вырвал сердце первой жертвы и вручил его главному жрецу.
По некоторым данным, Ауисотля отравили. По другим, он умер от неизвестной болезни. Есть также версия, что причиной его смерти стала травма, не вполне соответствующая имиджу великого завоевателя: он упал, убегая во время наводнения 1502 года, когда прорвало плотину. В любом случае, кремировали его именно в 1502 году. Так что археологи почти сразу указывали на то, что под четырехметровой плитой лежит урна с прахом Ауисотля. Однако начать раскопки без веских оснований они не могли.
Теперь же благодаря радиолокационной съёмке стало понятно, что на глубине 5 метров от поверхности земли находится вход в гробницу, площадь прохода — два квадратных метра. Сама гробница состоит из четырёх помещений с низким потолком. Как сообщили археологи агентству АР, проход заполнен водой, обломками камней и глиной. И им приходится откачивать воду с помощью насосов и вести раскопки, вися на стропах.
Вода — враг археологов. Но, с другой стороны, именно благодаря ее постоянной температуре и нейтральному значению pH, а также отсутствию свободного кислорода в захоронении могут сохраниться кости и деревянные изделия, если они там есть (во всяком случае, подобные находки отмечались при раскопках разрушенной конкистадорами пирамиды Темпло-Майор).
Так как ранее захоронения ацтекских правителей не вскрывались, учёным трудно предположить, что и где они могут обнаружить. Они лишь надеются, что на полу гробницы им удастся найти множество изысканных подношений ацтекским богам. Или личные вещи правителя, которые могут компенсировать мексиканцам потерю одного из самых знаменитых сокровищ страны — щита Ауисотля.
Украшенный перьями кецаля щит Ауитсоля — одно из произведений искусства ацтеков. На нем изображено животное, похожее на койота, но, вероятнее всего, это «водяная собака» с зажатым в пасти ножом для жертвоприношений. Животное выполнено из голубых перьев на фоне из перьев красного цвета. Глаза, зубы и когти были сделаны из тонких золотых пластинок. Щит сначала попал в руки Кортесу, а затем к королю Карлу V.
Мексиканцы долго и безуспешно пытались заполучить щит Ауисотля и головной убор Монтесумы, которые в настоящее время хранятся в Этнологическом музее в Вене. Поэтому любая находка, связанная с именем Ауисотля, обеспечит всей Мексике чувство чрезвычайной гордости.