Генетики из Ганноверского университета ветеринарной медицины смогли создать медузу с двенадцатью головами, сообщает портал Live Science.
В ходе опытов с экземплярами вида Eleutheria dichotoma учёные Берндт Ширватер и Вольфганг Якоб установили, что за количество оральных полюсов у медуз, проще говоря, за полиголовость, отвечает совсем немного генов.
Основной целью исследователей стали гены Cnox, которые отвечают за эмбриональное развитие медуз. Данные гены похожи на гены Hox, отвечающие за аналогичный процесс у человека.
В результате зоологам удалось создать молекулы РНК, при введении которых в организм медузы происходило «выключение» работы генов Cnox. Ингибировав действие гена Cnox-3, исследователи получили медузу с двумя головами, каждая из которых была полностью жизнеспособна: например, обе головы могли питаться. После отключения другого гена — Cnox-2 — количество голов у получаемых экземпляров увеличилось, максимальное количество оральных полюсов составило 12 штук. Дальнейшие эксперименты с генами группы Cnox, в частности с генами Cnox-1 и Cnox-5, привело к появлению медуз с раздвоенными щупальцами и с деформированными осями симметрии.
Животные с большим количеством оральных полюсов редко встречаются в природе: наличие нескольких голов приводит к ненужному расходованию энергии, которое не может сказаться положительно на качестве жизни организма.
Однако, как отметил Ширватер, кораллы, например, часто формируют колонии. На теле особи-основательницы колонии появляются выросты-почки, из которых развиваются дочерние организмы, так же размножающиеся почкованием. При этом пищеварительная система у всех индивидов одна, так же как и у генетически измененной медузы.
И медузообразные, и коралловые полипы принадлежат к книдариям, или группе стрекающих животных. Скорее всего, по словам Ширватера, предки полипов, существовавшие как животные с одной головой, сумели изменить свои гены с тем, чтобы иметь возможность создания колонии, что автоматически увеличивало их шансы на выживание.
Возможно, предположили исследователи, дезактивация совсем небольшого количества генов у различных животных в прошлом могла привести к возникновению разнообразия морфологии живых существ сегодня.
Результаты исследования представлены в выпуске онлайн-журнала PLoS ONE от 1 августа.