Почкование акул

Доказано, что акула-молот может размножаться партеногенезом

Акула-молот способна к непорочному зачатию. Проведённые ДНК-тесты доказали, что у рождённого в 2001 году акулёнка не было отца. Правда, сам детёныш прожил недолго: его убил живший в том же аквариуме электрический скат.

Новейшие генетические тесты позволили американским ихтиологам подтвердить кажущийся невероятным факт: акулы способны рожать детей без самцов.

Само событие произошло довольно давно, более пяти лет назад.

14 декарбя 2001 года сотрудники океанариума, расположенного в зоопарке Генри Дурли (Омаха, штат Небраска, США), обнаружили, что в аквариуме, где жили три самки малоголовой акулы-молота (Sphyrna tiburo), родилась четвёртая.

Работники зоопарка не успели вытащить малышку — её убил электрический скат. Однако тело сохранили.

Долго учёные ломали копья по поводу того, кто стал отцом. Основной стала гипотеза, согласно которой еще до поимки одна из акул вступала в половой контакт с самцом, а потом сохранила сперму «про запас». О вероятности того, что эта версия правдива, говорит уже то, что на момент рождения акулёнка все три самки жили в аквариуме более трёх лет. Как совершенно справедливо говорят оппоненты: «Сперма столько не живёт». Кроме того, всех акул поймали еще в весьма юном возрасте, и никаких следов половых контактов, которые всегда остаются у самок долгое время, на них не обнаружили. По этой же причине отпала версия, по которой отцом стал самец тигровой акулы, который живёт в том же аквариуме.

Наконец технологии достигли такого уровня, что сотрудники Института океанологии Пью, входящего в Университет Майами, смогли разобраться в произошедшем на генетическом уровне.

Они провели ряд ДНК-тестов и выяснили, в первую очередь, какая из трех самок стала матерью. Но главный результат теста показал: отца у детеныша не было вовсе.

Акула размножилась при помощи партеногенеза. И хотя весь генетический материал перешел к детенышу от матери, число хромосом осталось таким же (обычно половина хромосом от матери, половина — от отца). Это первый подтвержденный случай партеногенеза у хрящевых рыб, к которым относят скатов и акул.

Как полагают ученые, здесь сработал механизм сохранения минимального числа популяции при угрозе вымирания вида. Он включается в экстремальных условиях, когда самки не могут встретить самца для продолжения рода.

Не так давно случай партеногенеза отметили и у другого крупного позвоночного. В Честерском зоопарке непорочным путем забеременела самка гигантского комодского варана Флора.

По словам сотрудника Честерского зоопарка Кевина Бьюли, из восьми неоплодотворённых самцом яиц в январе 2007 года вылупились пятеро варанят, которым Флора стала и мамой, и папой. Для проверки ученые провели генетические тесты трех эмбрионов Флоры, погибших в инкубаторе, самой Флоры, ее сестры и других варанов. Тесты показали: драконы Комодо действительно способны к партеногенезу.

Ранее в Лондонском зоопарке варан этого вида также произвел на свет детенышей, причем это произошло через 2 года после отделения этой самки от самцов. Тогда ученые решили, что в организме самки просто осталась сперма от последнего спаривания, однако после инцидента с Флорой представители столичного зоопарка провели аналогичные генетические тесты и выяснили, что их варан также был и матерью, и отцом своим детенышам.

Ученые, осветившие открытие в Nature, отметили, что новые сведения о варанах помогут узнать, как рептилии колонизируют новые территории. «Партеногенез у ящериц означает, что все прямое потомство самки варана будет мужским. Молодые самцы росли бы, чтобы в дальнейшем спариваться со своей матерью. Таким образом, за одно поколение может появиться такая популяция, которая может свободно размножаться на новом острове», — добавляет Бюлей.

Активное изучение способов размножения привело к тому, что сейчас только у млекопитающих не зарегистрированы случаи партеногенеза в природе. Помимо акул и варанов, среди позвоночных партеногенез известен у других ящериц, костных рыб, змей, земноводных и даже птиц. Ну а у беспозвоночных это гораздо более частое явление.