Один из наиболее распространенных наследственных генетических дефектов резко повышает риск инсульта. Так утверждают авторы работы, опубликованной в мартовском выпуске журнала Neurology.
В исследовании приняли участие 9178 датчан, состояние сердечно-сосудистой системы у которых наблюдали в течение 24 лет. За это время у 504 человек развились различные сердечно-сосудистые заболевания, из них 393 инсульта. Всех участников исследования проверили на наличие генетического дефекта в гене HFE, который так же известен как ген гемохроматоза.
Дефект H63D — это мутация, приводящая к замене гистидина на аспарагиновую кислоту в 63-й позиции белка HFE. Это один из наиболее распространенных генетических дефектов в Европе.
По различным оценкам, на севере Европы каждый четвертый носит эту мутацию. На юге эта цифра может быть даже больше. Различные мутации гена HFE приводят к нарушению переноса ионов железа из крови в клетки различных тканей, что, с одной стороны, ухудшает обеспечение клеток железом, а с другой — ведет к повышению количества железа в крови. Это повышение количества железа в крови и приводит к развитию гемохроматоза и впоследствии к нарушению работы различных органов. В частности, к диабету и циррозу печени.
Сравнение группы людей, которым был поставлен диагноз «инсульт», со здоровыми участниками исследования показало, что риск инсульта у носителей двух копий гена с мутацией H63D был в два раза выше, чем у тех, у кого данный дефект отсутствовал. Стоит отметить, что наличия одной нормальной копии гена HFE было достаточно для того, чтобы риск инсульта не превышал нормы.
«Этот тип гена ранее связывали с нейродегенеративными заболеваниями (болезни Альцгеймера и Паркинсона, рассеянный склероз). Но мы впервые установили, что данная мутация предсказывает существенное увеличение риска инсульта», — сказал автор исследования доктор медицинских наук Борге Нордестгард, сотрудник университетского госпиталя Херлев в Копенгагене (Дания).
По словам автора, ген HFE не связан непосредственно с развитием атеросклеротических бляшек в сонной артерии, то есть с процессом, приводящим к утолщению стенки артерии и закупорке сосудов.
Чтобы понять, как мутация H63D гена HFE приводит к инсульту, нужны новые данные. Кроме того, эпидемиологическое исследование понадобится и для того, чтобы точнее определить, насколько повышен риск инсульта у носителей двух копий H63D. Впрочем, носителей дефектной копии гена HFE можно выделять в группу повышенного риска уже сейчас — оснований для этого, по мнению Нордестгарда, достаточно.