Медики случайно выяснили, что стволовые клетки имеют половые отличия. Взятые у лабораторных мышек-самочек клетки лучше восстанавливают поврежденную ткань, чем аналогичные клетки грызунов-самцов.
Как сообщает Live Science, неожиданное открытие сделала группа Джонни Харда, работающего на медицинском факультете Питтсбургского университета. Ученые пересаживали мышечные стволовые клетки от здоровых грызунов к мышам, страдающим от мышиного аналога дистрофии Дюшенна. Это хроническое наследственное заболевание скелетных мышц, при котором они постепенно дегенерируют. В первую очередь страдают мышцы нижних конечностей и таза, затем дегенерация распространяется и на остальные мышцы тела.
Дети, больные этой одной из самых тяжелых форм мышечной дистрофии, к 12 годам обычно теряют способность самостоятельно передвигаться.
Возникновение мышечной дистрофии Дюшенна и у людей, и у грызунов связано с мутацией гена, ответственного за синтез крупного мышечного белка дистрофина. Его недостаток приводит к тому, что жировая ткань постепенно заменяет мышечную, а больного ждёт паралич и смерть. Кроме того, как уточнила соавтор исследования Бриджит Дизи, многие пациенты умирают из-за проблем с сердцем и дыхательным аппаратом, так как жировая ткань заменяет мускульную и в сердце, и в диафрагме. По данным американской статистики, собранной центрами по контролю заболеваемости и профилактике, от подобного заболевания страдает как минимум один ребёнок из 3–5 тысяч.
Учёные вводили мышам стволовые клетки и дистрофин, а затем измеряли скорость восстановления мускульной ткани. И получили большой разброс скоростей. И вместо того, чтобы отбросить данные «испорченного эксперимента», они попытались их сгруппировать. И поняли, что всё дело в источнике стволовых клеток. Клетки, полученные от самок, заставляли организм больной мыши восстанавливаться намного быстрее, чем клетки самцов. Как подчеркнули авторы, пол больной мыши существенного влияния на скорость роста не оказывал, что в свете новых данных также требует дополнительного осмысления.
Пока ученые не могут объяснить непосредственные причины подобной работы стволовых клеток. Гипотезы громоздятся одна на другую, и приводить их в столь сыром и неподтверждённом виде пока бессмысленно, считают авторы.
Зато американские специалисты надеются, что их открытие поможет улучшить существующие методы лечения с использованием стволовых клеток. Тем более что пока любая терапия даёт лишь 50-процентную вероятность выздоровления. То есть пациент либо выздоровеет, либо нет.
Так, в середине ноября 2006 года итало-французская группа учёных сообщила об успехе стволовой терапии для больных собак. Учёные выделили из собачьих кровеносных сосудов мезоангиобласты, предшественники клеток мышц. Пять раз в месяц ученые вводили шести больным собакам здоровые стволовые клетки. Из 6 псов один, находившийся на ранней стадии болезни, поправился и начал ходить, к двум, у которых была более поздняя стадия дистрофии, также вернулась мобильность. Три не поправились и умерли. Этот 50-процентный результат эксперимента ученые отметили как блестящий. И добавили, что, хотя пациенты полностью не выздоровели, количество дистрофина в их мышцах всё же увеличилось.
Возможно, с открытием американских ученых эффективность подобных инъекций может возрасти и ещё немного приблизиться к желанным 100%. А пока экспериментаторы из Питтсбурга готовятся к новому этапу работы, с их результатами можно ознакомиться в выпуске Journal of Cell Biology за 9 апреля.