Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Радио против мин

Создан новый детектор взрывчатки

Японские ученые создали детектор, способный с помощью радиоволн обнаружить взрывчатку в багаже авиапассажиров. И, хотя датчик работает при температуре почти --200° C, в аэропортах его применять уже можно.

Японские ученые создали новый детектор, способный обнаружить взрывчатку в багаже авиапассажиров. Для детектирования прибор использует радиоволны.

По заявлению разработчиков, их устройство превосходит по чувствительности традиционные методы обнаружения (типа рентгеновского контроля) и позволяет различить, что за «белый порошок» содержится в грузе — зубная паста, наркотики или взрывчатка, сообщает агентство Reuters.

Также при помощи этой технологии можно искать и боевые мины, которые не всегда возможно обнаружить при помощи металлоискателя.

Как заявил автор вышедшей на неделе статьи в журнале Superconductor Science and Technology профессор Хидео Итозаки из Университета Осаки, «до сих пор было весьма трудно обнаруживать определенные взрывчатые вещества типа ТНТ, так как они содержат атомы азота с очень низкой собственной частотой колебаний. Естественную частоту, с которой вибрирует ядро атома, называют его резонансной частотой. И чем ниже она, тем тяжелее обнаружить, какие атомы присутствуют в молекуле, что, в свою очередь, делает более трудным определение состава молекулы».

Созданное в Осаке устройство получило название «сверхпроводящий квантовый интерферометр» — superconducting quantum interference device (SQUID). Этот прибор имеет очень чувствительный датчик, настроенный, в частности, на колебания органического азота нитрогруппы, который содержится во многих взрывчатых веществах, включая TНT и нитроглицерин.

По словам ученых, сам датчик очень мал, около сантиметра в поперечнике, однако для работы ему нужен жидкий азот: прибор функционирует при температуре --196° C. Но, как считают специалисты, это не станет препятствием для создания спецустройств, работающих в аэропортах или в зоне боевых действий, поскольку жидкий азот стал вполне доступен и в последнее время появилось много технологий, облегчающих его использование.

Как говорит второй автор разработки, Хи Донгфенг, единственным серьезным недостатком их устройства является то, что пока время сканирования составляет несколько минут. «Мы работаем над улучшением нашей системы. Если мы сможем поднять чувствительность, уменьшится и время сканирования», — сказал японский ученый.

Загрузка