Бипланы юрского периода

Найдено животное-биплан

Изучение останков пернатого динозавра привело палеонтологов к странному, на первый взгляд, выводу: ящер летал по принципу биплана. Но компьютерное моделирование подтвердило: никаким другим способом он бы не взлетел.

Новый анализ останков оперенного динозавра Microraptor gui, проведенный палеонтологами из Техасского технического университета, привел к неожиданному выводу.

Как считают специалисты, четыре крыла этого летающего ящера располагались, как у самолетов-бипланов, сообщает «Би-би-си».

Microraptor gui — один из самых первых летающих динозавров. Он жил 125 миллионов лет назад. Судя по его окаменелым отпечаткам, обнаруженным в Китае, и передние, и задние конечности его были покрыты маховыми перьями, а значит, существо имело четыре крыла.

Ранее считалось, что крылья располагались одно за другим подобно стрекозиным. Однако Шанкар Чаттерджи и его коллега Джек Темплин выдвинули альтернативную гипотезу. По их мнению, основанному на дополнительном анализе останков Microraptor, крылья располагались одно над другим подобно крыльям истребителей-бипланов времен Первой мировой или нашего «кукурузника».

Анализ суставных соединений и оперения ящера показывает, что тандемное (стрекозиное) расположение крыльев не позволило бы им развивать необходимую подъемную силу. Более того, такие крылья не позволяли бы животному легко планировать вниз подобно белке-летяге.

Как считают ученые, только бипланоподобное расположение крыльев могло позволить ящеру летать. По словам Чаттерджи, аэродинамические расчеты не позволили им сделать иной выбор.

Компьютерное моделирование полета «сконструированного» по схеме Чаттерджи-Темплина динозавра показало, что он летал бы по волнообразной траектории — подъем, затем планирование вниз. По мнению ученых, это идеальная манера для коротких перелетов с дерева на дерево.

Возможно, именно так зародились летающие позвоночные. По другому мнению, двукрылый ящер стал просто эволюционным тупиком.

Работа Чаттерджи будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Интересно, что примерно в то же время, когда летал Microraptor, совершали свои первые полеты и млекопитающие.

Судя по окаменелостям, обнаруженным недавно в Китае сотрудниками Музея естествознания (США), млекопитающие начали летать тоже примерно 125 млн лет назад.

Как отметили палеонтологи, найденное животное оказалось настолько необычным, что, пожалуй, его стоит отнести к новому отряду млекопитающих. По крайней мере, Volaticotherium antiquus, что буквально означает «древнее планирующее животное», как назвали его ученые, принадлежит тупиковой эволюционной ветви и никак не связано с современными летучими мышами или летающими сумчатыми.

Впрочем, по размерам древнее летающее оказалось сопоставимо с современными белками-летягами. Вес его составлял примерно 70 г при длине 12–14 см. Для полета оно использовало большую кожистую мембрану, покрытую мехом и растянутую между передними и задними конечностями. Сходства с современными летающими животными добавляют и удлиненные конечности, а также жесткий хвост, которым животное, видимо, «рулило» в воздухе.

Учитывая габариты мембраны и маленький вес животного, ученые сделали вывод о его проворности. Однако вряд ли Volaticotherium antiquus был настолько ловок, чтобы ловить добычу во время планирования. Скорее всего, млекопитающее жило на деревьях, на охоту выходило ночью и питалось, судя по сохранившимся останкам острых зубов, насекомыми. Найденное существо стало самым древним известным летающим млекопитающим.

По мнению автора данного проекта доктора Чжин Мэна, судя по оставленным на скале во Внутренней Монголии отпечаткам, животное, скорее всего, жило между 120 и 165 млн лет назад, в мезозойскую эру.