Американские исследователи доказали, что при принятии решения о покупке того или иного товара люди подвержены стадному чувству. Данную особенность поведения умные владельцы супермаркетов решили использовать для увеличения объёмов продаж.
В Орландо (Флорида, США) долгое время наблюдали за поведением голодных рыб. В поисках пищи они сбиваются в большие группы и «прочёсывают» океан. При этом ни одна рыбка не отбивается от стаи. Вдруг остальные в её отсутствие найдут что-то съедобное? Никто не выпадает из поля зрения. Как только кто-то из стаи нашёл пищу или что-то похожее на пищу, к нему кидаются остальные. Это наглядный пример действия стадного чувства у рыб.
Как бы ни было неловко осознавать это, но люди в магазинах ведут себя точно так же, говорят исследователи Флоридкого института технологий.
В своём, иногда не осознаваемом, желании походить на окружающих или не отстать от них люди уподобляются братьям своим меньшим. Рыбы, насекомые, птицы, животные, люди — все подвержены стадному инстинкту. Так почему бы владельцам магазинов не использовать этот инстинкт себе во благо?
Весной 2007 года в некоторых сетях супермаркетов США начнётся эксперимент по внедрению специальных систем наблюдения за покупками. Каждую тележку оснастят устройством, сканирующим и запоминающим код выбранного покупателем продукта. Информация попадёт в общую базу данных для обработки, результат которой появится на маленьких мониторах на каждой полке. Это должно помочь покупателю сделать выбор.
Например, человек стоит у стенда с шампунями в раздумьях. Один взгляд на монитор с надписью «Каждый шестой покупатель предпочитает марку ХХХ» — и решение принято. Но это не конец: монитор начинает выдавать дальнейшую информацию о том, что же ещё покупали клиенты, выбравшие именно этот шампунь. Так в тележке оказывается ещё пара товаров.
Руководитель Флоридского института технологий Рональдо Менецес говорит: «Уже сегодня каждая вторая покупка совершается случайно. Мы можем усилить эти «покупательные импульсы». Аргументом для совершения большего количества случайных покупок станет мнение большинства. «Решение о приобретении товара больше зависит от мнения других покупателей, нежели, например, от акций и специальных предложений», — говорит Менецес.
Доктор психологических наук факультета психологии МГУ профессор Ольга Мельникова пояснила «Газете.Ru», что такой приём вполне оправдает затраты. Каждый человек причисляет себя к определённой социальной группе и следит за мнением этой группы. Если похожие на нас люди покупают определенной продукт, значит, он, скорее всего, подойдёт и нам. Склонность наблюдать за другими вполне обоснованна. Ведь если большинство предпочитает продукт, значит, в нём что-то есть.
Правда, страсть к покупкам может довести до патологии. Причём в последнее время бесконтрольные закупки стали болезнью не только женщин, но и мужчин. Подсознательное же влияние на принятие решения о покупках только усугубит эту болезнь, и ряды шопоголиков пополнятся. Что автоматически означает увеличение психических расстройств и семейных проблем, так как нередко шопоголик становится огромной проблемой для своих близких. Впрочем, всё вполне законно и отвечает тенденциям в современном бизнесе — ориентации на «эффективность продаж».
Если эксперимент оправдает ожидания, мониторы с подсказками станут обычным явлением в супермаркетах США.