Где сидит коллективный разум

Найден тип нейронов, отвечающих за социальность

Замкнутого и нелюдимого человека можно превратить в социально активного. Для этого ему нужно увеличить в головном мозге число нейронов определённого типа. Какого именно, установили сотрудники Университета Калифорнии в Сан-Диего.

Ученые из Университета Калифорнии в Сан-Диего впервые идентифицировали клетки мозга птиц, отвечающие за самостоятельность. Как утверждают авторы работы, это расположенные в среднем отделе миндалевидного тела мозга нейроны — рецепторы вазотоцина. Они по-разному реагируют на социальные стимулы, получаемые птицами, живущими в колониях, и их более обособленными родственниками. Эти нейроны позволяют, согласно исследованию, выборочно вызывать положительное подкрепление.

Общительные разновидности птиц имеют большее количество нейронов. И за счёт их увеличенной активности птицы находятся в состоянии «бесконечного социального настроения».

Эти данные, по утверждению Гудсона, позволяют осветить фундаментальный вопрос социального характера — почему некоторые виды животных социальны, а другие, наоборот, нетерпимы к собратьям. «Хотя исследования проводились на птицах, — говорит Гудсон, — мы можем распространить их результаты и на многих других животных, включая человека: такого типа нейроны присутствуют у многих позвоночных, и эти клетки поразительно похожи друг на друга».

По словам ученого, птицы выбраны не случайно: они реализовали огромное количество разных социальных структур. Такое разнообразие позволяет со всех сторон изучить конкретные аспекты социального поведения, четко относя то или иное различие к особенностям специфических функций мозга.

Для своих экспериментов Гудсон сосредоточился на пяти родственных друг другу видах ткачиков и зябликов: зяблик Мельба, фиолетовоухий ткачик, ангольский синий ткачик, пряный зяблик и зебровый зяблик.

Все птицы живут в Южной Африке и обитают в сходных условиях, моногамны, являются заботливыми родителями и выводят птенцов в зависимости от сезонов дождей. Но зяблик Мельба и фиолетовоухий ткачик соблюдают личную территорию и живут парами, а пряный и зебровый зяблики образуют колонии численностью приблизительно до 100 особей. Ангольский синий ткачик — промежуточная разновидность между упомянутыми выше, его колонии насчитывают от 8 до 40 особей.

Ученые показывали птицам однополых представителей своего рода и следили за реакцией рецепторов вазотоцина. У птиц «социальных» видов при виде соседа деятельность нейронов значительно усилилась. У «необщительных» видов этот показатель, соответственно, уменьшился.

«Нейроны — рецепторы вазотоцина могут определять различия и между людьми, — утверждает Гудсон. — Они играют аналогичную роль в социальном поведении человека, хотя еще предстоит проделать длинный путь для того, чтобы полученные данные можно было применять на практике, превращая мизантропа в активного члена социума».

Результаты исследования на этой неделе опубликованы в онлайн-версии слушаний Национальной академии наук (National Academy of Sciences).