Элементарные частицы живут этажом выше

Открыты две новые элементарные частицы

Физики-ядерщики смогли синтезировать сразу две новых элементарных частицы. Новые экзотические «родственники» протона и нейтрона получили название «Сигма-саб-б». Как и протоны с нейтронами, их относят к «тяжелым» частицам — барионам.

Международная коллаборация CDF, проводящая эксперименты на базе Национальной ускорительной лаборатории имени Ферми министерства энергетики США (Department of Energy's Fermi National Accelerator Laboratory) объявила об открытии двух новых элементарных частиц, относящихся к классу барионов. Частицы назвали Σ+b и Σ-b.

Термин «элементарная частица» по отношению к барионам применяется, конечно, по традиции. Давно известно, что барионы, например, протон или нейтрон обладают внутренней структурой: они состоят из трех кварков.

В экспериментах физики сталкивали протоны с антипротонами, разгоняя их на самом мощном на настоящий момент ускорителе Теватрон.

На этом ускорителе проводятся эксперименты при соударении пучка протонов, имеющих энергию 1 ТэВ, со встречным пучком антипротонов той же энергии. При столкновении с такой энергией возникал b-кварк, который потом, взаимодействуя с кварками протонов и антипротонов, образовывал две новые частицы.

Эксперимент зарегистрировал 103 положительно заряженных u-u-b частицы (Σ+b) и 134 отрицательно заряженных d-d-b частицы (Σ-b). Для обнаружения такого количества треков ученым пришлось проанализировать треки от 100 триллионов столкновений за пять лет работы Теватрона.

Таким образом, ученые «забрались» на следующий «этаж» «барионной пирамиды» — таблицы теоретически возможных барионов с кварками u-, d-, s- и b-типа и наивысшим спином (3/2). Весь нижний «этаж» физикам уже известен, все возможные частицы-комбинации, не содержащие b-кварка, физики открыли. Теперь очередь за частицами, в состав которых входит «прекрасный» b-кварк.

Совсем недавно официальную точку поставили и в другом многолетнем «ускорительном» эксперименте, правда речь шла о гораздо более крупных, хотя и столь же экзотических объектах.

Российские и американские физики-ядерщики официально сообщили о получении ими нового, 118-го, сверхтяжелого элемента периодической таблицы Менделеева, который они хотят назвать «московий». Как сообщают авторы, эксперименты по синтезу 118-го элемента проводились на дубнинском ускорителе элементарных частиц в феврале-июне 2005 года.

Ядро нового элемента образовалось в результате бомбардировки мишени из калифорния ионами изотопа кальция. Атомы созданного 118-го элемента жили всего 0,9 миллисекунд, после чего превращались в элемент 116, испуская альфа-частицу, а затем, еще раз пережив альфа-распад — в 114-й элемент.

Кроме того, в статье сообщается и о работах по прямому синтезу 116-го элемента в результате обстрела ионами кальция мишени из кюрия.