Кладбище юрского периода

Найдено уникальное кладбище ихтиозавров и плезиозавров

Норвежским палеонтологам удалось наткнуться на уникальное кладбище юрского периода. Скелеты погибших ихтиозавров и плезиозавров, во-первых, целые, а во-вторых, огромные. Да и само место раскопок нетривиально - оно раположено посредине между Норвегией и Северным полюсом.

Норвежские ученые обнаружили останки, принадлежащие гигантским морским рептилиям. Окаменелости пролежали под землей 150 миллионов лет. Палеонтологи из университета Осло нашли ископаемые останки в ходе обширных раскопок удаленной части Шпицбергена, крупнейшего острова Норвежского архипелага. На полпути от Норвегии до Северного Полюса.

Найденные скелеты принадлежат вымершим морским рептилиям двух групп - плезиозаврам и ихтиозаврам. Эти животные являлись высшими хищниками и обитали в холодных морях.

Один из скелетов получил прозвище «Монстр» из-за своего, действительно колоссального размера.

Заместитель руководителя раскопок Йорн Гарольд Гурум отметил огромное число прекрасно сохранившихся скелетов: «Мы, буквально, не могли пройти и ста метров, что бы не найти новый скелет. Такая плотность залегания палеонтологических объектов действительно уникальна».
Можно говорить о некотором внешнем сходстве ихтиозавров с современными дельфинами. Главное отличие заключается в прямом хвостовом плавнике, с помощью которого они перемешались под водой. Описание плезиозавра походит на рассказы очевидцев, повествующие о встречах с главной Шотландской легендой - Несси. Пара мощных плавников, небольшая голова на длинной шее или же, наоборот, крупная голова и практически отсутствующая шея.

«Бесшеий» тип плезиозавра известен как - плиозавр. Именно этот подвид найден норвежскими исследователями.

Находка гигантского плиозавра, прозванного Монстром - одно из наиболее ярких открытий экспедиции. Шейные позвонки Монстра величиной с тарелку, а зубы, составляющие нижнюю челюсть, достигают размера крупного банана. Длина данной особи от носа до кончика хвоста составляет восемь метров. Длина черепа - три метра.

«Наиболее поразительное в этой находке - состояние скелета. В наше распоряжение попал полный скелет плиозавра, что случилось впервые за всю историю палеонтологии»- заявил доктор Гурум.

«Все скелеты которые мы обнаружили - сочленены. Это не единичные кости, прибывающие в полном беспорядке, не куски и обломки - это полные скелеты!» - ликует доктор Гурум.

В районе раскопок пока найдены 21 длинношеий плезиозавр, шесть ихтиозавров и один короткошеий плиозавр. Кости извлечены из так называемого черного сланца - гранулированные осадочные камни.

Как полагают палеонтологи, после смерти тела рептилий погрузились в донную грязь, ил - в котором, практически не содержалось кислорода. Доктор Гурум предполагает, что именно протекавшие в иле специфические химические реакции позволили так хорошо сохранится скелетам животных.

Найденные на островах Норвежского архипелага морские рептилии очень похожи на ранее найденных в южной Англии.

Гурум полагает, что раньше эти животные жили в одном и том же океане. Поэтому планирует в ближайшем будущем провести полное сопоставление останков найденных в Арктике и Британии.

На зимний период раскопки приостановлены, ученые вернутся сюда летом 2007 года и продолжат исследования.