Считавшийся до сих пор одним из самых спокойных климатических периодов Земли, мезозой тоже пережил глобальные температурные катаклизмы. Причём потепления и похолодания происходили, естественно, совершенно без участия человека и выбрасываемых им парниковых газов.
До сих пор мезозой считался равномерно теплой и влажной эрой в истории Земли. Устоявшуюся точку зрения оспаривают американские и голландские ученые в последнем номере журнала Geology.
Геологи из университета Индианы в Блумингтоне и Королевского института морских исследований в Нидерландах получили доказательства того, что температура поверхности океана за аптский период мезозойской эры (около 120 млн лет назад) изменилась на целых 6°C.
Для всемирной катастрофы (в частности для затопления прибрежных городов) хватит поднятия среднегодовой температуры воды и на 3–4°C
По словам руководителя исследования Саймона Брасселла, новые данные смотрятся весьма актуально в связи со спорами о природе современного глобального потепления. Потому что климатические условия древней Земли могли резко меняться и без всякого антропогенного вмешательства. «Если объединить наши результаты с недавними данными по Атлантике, то станет очевидно, что в течение «спокойного» мезозоя имели место глобальные климатические изменения», — полагает Брасселл.
Аналогичное исследование по Атлантическому океану проводилось несколько ранее и выявило те же особенности, что и анализ пород Тихого океана. Однако оставалось неясным, идет ли речь о сугубо региональных явлениях или о чем-то более грандиозном.
В рамках проекта по бурению дна океана Ocean Drilling Project, организованного Национальным фондом наук об океане, исследователи в 2001 году совершили экспедицию к подводной возвышенности Шатского, расположенной в 1600 км к востоку от Японии. Судно ученых было снабжено специальным оборудованием, способным опускаться к морскому дну для собирания образцов.
Чтобы взять пробу, бур вошел в породы, складывающие возвышенность Шатского, на 566 метров.
Образцы аптского (часть мелового периода мезозойской эры) периода оказались чрезвычайно богаты органическим материалом.
Проанализировав содержание в них углерода и азота, геохимики нашли характерные признаки изменений в круговороте углерода и усвоения микроорганизмами азота из атмосферы.
Такие особенности в океанических биоценозах ассоциируются с климатическими изменениями.
Специальный метод анализа сложных углеродсодержащих молекул обеспечил данные по так называемому параметру TEX86, относящемуся к температуре океана. Большинство температурных вариаций, согласно этому методу, колебались в интервале между 30 и 36°C, и дважды имели место сильные эпизодические похолодания поверхности до 4°C в раннем аптском периоде. Для сравнения сегодня температура морской поверхности в тропической зоне Земли как правило составляет 29–30°C.
Как считает Брасселл, собранные им и его предшественниками доказательства изменчивости климата в течение мела могут повлиять на сегодняшние споры вокруг глобального потепления.
Его существование подтверждают самые разные свидетели — от антарктического льда до мушек-дрозофил, у которых оно вызывает ускоренные мутации. В целом, по некоторым данным, человечество переживает сейчас период самой большой концентрации парниковых газов за последние 800 000 лет.
Потепления и похолодания случались на нашей планете неоднократно. Так, 55 млн. лет назад на Северном полюсе было +24°C, а спустя 10 млн лет на обоих полюсах началось замерзание. Палеоклиматические исследования, подчеркивает Брасселл, позволят строить более совершенные модели климата будущего и учиться предсказывать его.