Европейское космическое агентство завершило миссию SMART. Как и было запланировано еще в феврале, зонд SMART-1, покружив над Луной около полутора лет, завершил научную работу и на прощание сделал на Луне новый кратер.
Со скоростью 2 км/с аппарат врезался в лунную поверхность, подняв облако пыли. Астрономы надеются таким способом получить новые данные о строении и происхождении нашего спутника.
Падение произошло утром 3 сентября 2006 года в 9.42 по московскому времени. Угол падения составил от 5 до 10 градусов. По расчетам специалистов EКA, в районе падения зонда образовался кратер диаметром от 3 до 10 м. Правда, первоначально планировалось «уронить» зонд на Луну еще в августе. Падение перенесли на сентябрь по просьбе астрономов, которые активно наблюдали за происходящим.
За падением следили все телескопы, через которые в тот момент была видна Луна. 3,6-метровый оптическо-инфракрасный канадо-французско-гавайский телескоп (Canada-France-Hawaii Telescope, CFHT) сумел сфотографировать взрыв SMART-1. Фотографии, сделанные телескопом, можно найти здесь.
Зонд SMART-1 стартовал 27 сентября 2003 года с космодрома Куру. Ракета Ariane V вывела его на высокую околоземную орбиту (апогей — 42,2 тыс. км). Аппарат весил 366 кг. По форме он напоминал куб со стороной 1 м и солнечными батареями. Весь проект обошелся ЕКА сравнительно дешево — 110 млн евро.
После выхода в космос и включения опытного ионного двигателя орбита зонда постепенно повышалась. Спустя год с небольшим, в ноябре 2004 года, аппарат попал в зону притяжения Луны и стал ее спутником. Он вышел на полярную эллиптическую орбиту вокруг ночного светила.
Научное исследование Луны началось в марте 2005 года.
Параллельно с испытанием двигателей зонд вел съемку лунной поверхности и поиски водного льда. В частности, аппарат передал на Землю фотографии лунного Северного полюса. Снимки со SMART поступали до самого падения. Правда, некоторые специалисты отмечали довольно низкое их качество.
Трассу пролета зонда над поверхностью Луны с расшифровкой рельефа незадолго до столкновения можно увидеть здесь.
Однако главное достижение SMART не в изучении Луны и тем более не в падении на нее. На зонде успешно обкатаны новые технологии.
ЕКА испытывало на SMART-1 новейшие ионные двигатели. Принцип работы двигателя заключается в ионизации газа и его разгоне электростатическим полем. Благодаря высокому отношению заряда к массе ионы разгоняются до очень высоких скоростей (до 210 км/с по сравнению с 3-4,5 км/с у обычных ракетных двигателей). Поэтому в ионном двигателе можно достичь очень большого удельного импульса. Ионный способ движения позволяет значительно уменьшить расход реактивной массы ионизированного газа по сравнению с расходом в химических ракетах, но требует больших затрат энергии.
У ионных двигателей в том виде, в котором они существуют сейчас, есть очень большой недостаток: крайне малая тяга (порядка десятых долей ньютона). Недостаток пока не позволяет использовать двигатели для старта с Земли и планет, но зато такие агрегаты могут годами работать в открытом космосе.