Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Высшая обезьянья школа

Обезьяны продемонстрировали способность обучения сородичей приобретённым навыкам

Обезьяны оказались прекрасными учителями. Они способны обучить сородичей приобретённым навыкам всего за несколько занятий. Зоологи начали поговаривать о наличии у приматов культурной традиции.

Очередное сложное и считавшееся чисто человеческим умение продемонстрировали шимпанзе. Как оказалось, школы и университеты бывают не только у людей.

Новое исследование выявило у шимпанзе прежде не наблюдавшуюся черту. Как оказалось, они умеют передавать знания друг другу через несколько поколений «учителей» и «учеников» с поразительной точностью. Такой навык — один из ключевых для формирования и поддержания культурных различий между группами.

Исследовали давно заметили, что разные группы диких шимпанзе ведут себя по-разному. Однако без специальных экспериментов невозможно было понять, являются ли различия простой адаптацией к неодинаковым условиям или обусловлены культурной традицией.

Специалист по поведению приматов в университете Сент-Эндрюса (Великобритания) Виктория Хорнер и ее коллеги решили создать условия, в которых шимпанзе смогли бы показать способность (или неспособность) передать знание через цепочку учеников. Этологи придумали и сделали коробку, дверца в которую открывалась двумя способами: подниманием откидной заслонки или ее сдвиганием в сторону. Затем ученые обучили с помощью съедобного вознаграждения одного из шимпанзе манипулировать дверцей и позволили другому несколько раз понаблюдать, как первая обезьяна показывает прием. После чего «преподавателя» выставили прочь, недавний ученик занял его место, а позицию за партой отдали третьему шимпанзе.

В обеих сериях экспериментов шимпанзе, сами того не зная, успешно справились с заданием — за шесть уроков шимпанзе научались друг у друга поднимать дверцу и за пять попыток — сдвигать. За все время исследователи отметили лишь одну ошибку — ученик сдвинул, а не поднял, как ожидалось, дверцу.

По мнению Хорнер, успешная сдача «экзаменов» свидетельствует о высокой способности к культурному обмену у шимпанзе. «Если бы они не учились друг у друга, то шансы исполнения задания составляли бы 50 на 50», — утверждает приматолог.

Полученные данные, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, напрямую перекликаются с не менее наглядными результатами другого исследования шимпанзе, о котором рассказывает последний номер Current Biology. Бетан Морган и Эквоге Абве из Зоологического общества спасения исчезающих видов Сан-Диего опровергли теорию, по которой распространение навыков пользования орудиями среди разных групп шимпанзе происходит географическим путем.

В неволе обезьяны, как и люди, легко учатся новым действиям друг у друга и у того же человека. Однако в природе, как до сих пор полагали многие исследователи, такие навыки не зарождаются каждый раз заново, а «перетекают» из популяции в популяцию. Соответственно, в тех местах, где географические факторы мешают распространению того или иного навыка, он остается уделом немногих.

Живое опровержение Морган и Абве обнаружили в Западной Африке.

Считалось, что умением раскалывать камнями орехи владеют лишь обезьяны, живущие в лесах к западу от реки Н`Зо-Сассандра в Кот-д'Ивуаре. Река выглядела совершенно непреодолимым физическим барьером. Однако зоологи нашли в 1700 км к востоку, в Камеруне популяцию аналогичных шимпанзе-«щелкунчиков» вида Pan troglodytes vellerosus, точно так же использующих каменные орудия, чтобы добраться до питательных семян внутри твердых орехов.

Можно предположить, что изначальная «культурная зона», в которой был распространен навык раскалывания орехов, была шире и занимала все пространство между Камеруном и Кот-д'Ивуаром. Однако исследователи склоняются к альтернативной версии, а именно к той, что навык изобретался неоднократно и в каждой группе шимпанзе приходили к нему самостоятельно.

Загрузка