Древние гавайцы начали возводить монументальные храмы по крайней мере на 300 лет раньше, чем считалось до сих пор. А этапы строительства напрямую зависели от политической ситуации в государстве, социальная система которого также оказалась неожиданно сложной.
Опровергающее все существующие концепции исследование древнегавайской цивилизации появится в августовском номере журнала Current Anthropology. Руководил исследованием Майкл Колб, антрополог университета Иллинойса.
Он считает, что «обеспечил решающее свидетельство тому, что сеть храмов на острове Мауи возводилась и расширялась не менее пяти столетий».
Колб провел больше десяти лет на острове, собирая образцы в руинах 40 отдельно стоящих храмов. Гавайцы называют их heiau — хийяу. Поскольку земля под каждым хийяу выжигалась, чтобы дать место постройке, и оставался древесный уголь, Колб смог использовать радиоуглеродный метод. Гавайская культура, как говорит Колб, не имела своей керамики, поэтому традиционно ее исследователи вынуждены основываться на радиоуглеродном методе.
С его помощью антрополог датировал самые ранние камни из развалин началом XIII века. Предыдущие исследования показывали, что первые святилища такого типа появились не ранее 1600-х годов.
Работу исследователей осложняло не только качество сохранившихся храмов, но и то, что многие из них и сегодня действуют.
Гавайцы строили и ремонтировали храмы вплоть до начала XIX века отнюдь не в случайном порядке. По словам Колба, четыре пика особенно интенсивной работы над сооружениями совпадают, если доверять информации устных преданий, с периодами войн и политической консолидации островов, когда древнегавайское общество переживало заметные изменения.
«Большинство сооружений появились на свет во время созидательных, формирующих дальнейшее развитие фаз гавайской истории, — говорит Колб. — Храмы способствовали объединению нации и демонстрировали мощь страны врагам». По его мнению, подобное явление можно проследить и на примере других древних цивилизаций, например майя и египтян, где строительство также предопределялось политическими и экономическими преобразованиями в государстве. Кроме того, в архитектуре хийяу можно проследить, по мнению Колба, как семейно-родовой культ — почитание предков сменяется жертвенным. Самые большие и сложные террасные храмы на Мауи были украшены башнями, идолами, вырезанными из камня или дерева, жертвенными ямами и алтарями, предназначенными для принесения жертв гавайским богам войны.
А самые ранние постройки — храмы под открытым небом, террасы с приподнятыми площадками, обрамленные каменными столбами, типичны для родового культа. Позднее на смену им приходят сложные закрытые сооружения, огражденные стенами, сложенными из камня. Многие из них буквально встроены в скалы.
«Зачастую победивший вождь приступал к реконструкции храма конкурента, — поясняет Колб. — Он снабжал его дополнительными пристройками, переосвящал, а затем ограничивал доступ, предоставляя его лишь своим сторонникам».
Храмы зачастую оказывались совершенно грандиозными постройками, их высота достигала 12 м, а занимаемая площадь могла равняться футбольному полю (таков, например, храмовый комплекс Pi'ilanihale).
Гавайские острова заселялись примерно с 300 года нашей эры, когда полинезийские колонисты начали свои путешествия на каноэ. Однако первый контакт с западной культурой произошел у гавайцев лишь в 1778-м, когда на острова высадился английский капитан Джеймс Кук. Относительная изолированность Гавайев от мира способствовала развитию уникальной монументальной архитектуры и сложной социальной структуры, что и делает их изучение, по мнению Колба, особенно интересным для археологов.