Команда учёных из Института эволюционной антропологии в Лейпциге решились на полную расшифровку ядерной ДНК неандертальца. Совместно с американской 454 Life Sciences Corp они надеются установить таким способом участки ДНК, ответственные за интеллектуальное развитие человечества.
О частичной расшифровке ядерной ДНК германские генетики сообщили ещё в мае. Команда генетиков во главе с профессором Сванте Паабо (Svante Paabo) смогла изолировать длинные фрагменты генетического материала, взятого у 45 000-летних останков мужчины из Хорватии, обнаруженных в пещере Vindija близ Загреба. Всего в результате усилий Паабо и его коллег упорядоченными оказалось около 1 млн пар азотистых оснований — простейших кирпичиков, скрепляющих двойную нить ДНК, что составляет 0,03% всей ДНК неандертальца (для сравнения: предположительно, в геном человека входят 2,9 млрд пар оснований).
В ходе исследований учёные установили, что представители вида homo neanderthalensis изредка спаривались с homo sapiens.
Тем самым они опровергли собственное утверждение, гласившее, что межвидовых спариваний не было вовсе. Постулат об отсутствии отношений между двумя видами генетики сделали на основании расшифровки митохондриальной ДНК неандертальца. Она действительно полностью отличается от аналогичной ДНК современного человека. К такому же выводу, кстати, пришла французско-бельгийская команда во главе с доктором Катрин Ханни из лионской Ecole Normale Superieur. И тоже на основе изучения ДНК митохондрий — структур, снабжающих клетку энергией. Однако даже частичное изучение ядерной ДНК говорит об обратном. Поэтому по сумме всех исследований генетики пришли к выводу, что некоторые гены неандертальцев современные люди все же имеют. То есть неандертальцы могли спариваться с homo sapiens: просто если спаривался самец неандертальца с самкой homo sapiens, то мтДНК в отличие от ядерной не наследовалась. Обратных спариваний, судя по совокупному анализу ядерной и мтДНК, не было, видимо, самцов homo sapiens самки homo neanderthalensis в качестве сексуальных партнерш не привлекали.
Новая задача генетиков намного глобальнее. Основываясь на более ранних работах, они хотят сравнить расшифрованную последовательность ДНК с ДНК современного человека и с расшифрованной в прошлом году ДНК шимпанзе.
Таким способом они, во-первых, попытаются вычленить участки генома, ответственные за прямохождение и другие физиологические признаки, имеющиеся у людей и отсутствующие у обезьян. А во-вторых, постараются определить части ДНК, отличающие человека разумного от неандертальца. И понять, какие изменения в геноме позволили кроманьонцам (прямым предкам человека) победить неандертальцев. Ну и, в-третьих, окончательно прояснить вопросы спаривания.
На работу по проекту учёные собираются потратить два года. По словам Паабо, им предстоит отделить ДНК древнего человека от генома микробов, которые загрязняли останки изучаемого неандертальца последние 40 тысяч лет. И хотя искомые молекулы в общей массе составляют всего 5%, Паабо на основании предыдущих работ уверен, что у них всё получится.
Неандертальцы, проживавшие в Европе, Средней Азии и на Ближнем Востоке 230–28 тысяч лет назад, были умелыми охотниками и хорошо адаптировались к суровым условиям жизни в течение ледниковых периодов, но начали вымирать после появления современных людей — кроманьонцев. Причины внезапного угасания вида до сих пор неизвестны, хотя теорий существует множество. Одни считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции, другие — жертвой кровожадного человека, третьи полагают, что виной их гибели всё-таки стали климатические и экологические факторы.