Надписи, обнаруженные на раскопках в Ирунья-Велее, археологи характеризуют как «одни из наиболее важных в латинском мире», не менее значимые, чем ранее найденные надписи в Риме, Помпее или древнеримской крепости Виндоланда на севере Англии.
Среди 270 надписей и рисунков выделяется изображение Голгофы — древнейшее известное на сегодняшний день.
Официальный отчет о находках руководители раскопок, проходящих близ города Nanclares de Oca в провинции Алава, обнародовали лишь сейчас, хотя их удалось идентифицировать и проанализировать еще летом 2005 года. Предметы, на которые нанесены рисунки и надписи, в основном керамические изделия, находились в одной из комнат Domus de pompeia valentina — городской резиденции в Велее, построенной в последней четверти I века и остававшейся жилой вплоть до V столетия.
Комната размером 57 кв. м вместе со всем ее содержимым выглядела, по словам исследователей, как нетронутая капсула времени. Помимо артефактов в ней находились также окаменевшие остатки пищи и письменные принадлежности.
Латинские надписи, самые ранние из которых датируются VII веком до н. э., встречаются по всей территории Римской империи и за ее пределами — в Северном Причерноморье, Передней Азии и на Кавказе. Среди них попадаются и обширные тексты: аграрные законы, муниципальный закон Юлия Цезаря, так называемое завещание Августа, различные декреты. Но баскские римские надписи имеют сразу несколько уникальных особенностей.
Во-первых, некоторые из них обращаются к древнеегипетской истории и пантеону богов. По словам эксперта-египтолога Монтсеррат Риус из Университета Барселоны, в распоряжении археологов оказалось несколько иероглифических надписей, «прекрасно вычерченных и размеченных», что заставляет предположить, что их использовали в качестве учебного пособия — прописей для детей.
Во-вторых, как уже сообщалось ранее, до находки в Велее самые ранние баскские тексты датировались XI веком, поэтому новые надписи на баскском языке, относящиеся к III столетию, представляют особый интерес для лингвистов.
И наконец, самое необычное в надписях — христианская тематика ряда из них (Iesus, Ioshse ata ta Miriam ama — «Иисус, Иосиф и мать Мария»; Geure ata zutan — «Отец посреди нас»). Полученные данные свидетельствуют об «исключительно ранней» христианизации басков, которую ученым теперь придется передвинуть на 200 лет назад.
Кроме того, на одном из глиняных черепков просматривается примитивное, но четкое каноническое изображение распятия величиной 8–10 кв. см, с Христом на кресте, надписью над его головой и двумя персонажами у основания креста.
Считается, что крест как христианский символ утвердился только в IV веке, даже в римских катакомбах обычно находят изображения рыбы — символа доброго пастыря. Радиоуглеродный анализ, подтвердивший, что осколок датируется III веком, был произведен лабораториями университетов Тулузы и Гронингена независимо друг от друга.
Город Велея построен римлянами на месте поселения железного века, на торговом пути из Асторги в Бордо — главной дороге, прорезавшей Страну Басков в римскую эпоху. Со всех концов Римской империи — от Италии, Галлии, Бискайи до Германии и Африки — товары стекались в процветавшую Велею, ставшую крупным торговым центром. Территория города составляла до 80 га с сотнями жилых домов и множеством общественных зданий — бань, храмов, были и театр, и форум. В конце III — начале IV века город обнесли стеной, чья длина превысила 1,5 км. В конце V столетия город был заброшен и покинут, с тех пор он похож на огромный, плохо изученный исторический архив, охватывающий около полутора тысячелетий.