Рыбы с расположенных по разные стороны Тихого океана коралловых рифов не подтвердили утверждений Дарвина, что они представляют собой не связанные друг с другом экосистемы. Оказалось, что они обмениваются генетическим материалом, не обращая внимания на «непреодолимый барьер» - так Дарвин обозначил район океана с глубинами 5 000-6 000 м площадью более 5 000 км, разделяющий восточную и центральную части Тихого океана.
Генетический контакт зафиксировали ученые Смитсонианского института тропических исследований. Произведя секвенирование (определение первичной структуры макромолекул) митохондриальной ДНК 20 видов оседлых прибрежных рыб, исследователи выявили родство между популяциями одних и тех же разновидностей рыб по обе стороны «барьера». И показали, что гены свободно перемещаются в обоих направлениях поверх «барьера». Данные опубликованы в Proceedings of the Royal Society B.
«Мы не нашли никаких генетических свидетельств любых океанографических или геологических событий, которые когда-либо в прошлом могли разделить популяции», - подчеркнул один из соавторов исследования Лессиос.
Такими событиями могли послужить изменение направлений океанских течений или опускание подводной платформы. Но если бы они имели место, в нескольких разновидностях сохранились бы генетические следы этой одновременной для всех разлуки. Поэтому океанологи предполагают, что личинки рыб пересекают «барьер» - нечасто и от случая к случаю, поэтому, как правило, успевает произойти видообразование, но в то же время этих редких контактов достаточно, чтобы поддержать генетическую связь и иногда блокировать возникновение новых видов.
Вплоть до недавней публикации другого соавтора исследования Робертсона считалось, что небольшое перемещение личинок поверх «барьера» происходит лишь с востока на запад и никогда - в обратном направлении.
Робертсон указал, что, по его данным, до 20% пересекающей Тихий океан рыбы вторглись, напротив, с запада на восток. Новое исследование придает больше веса его доводам. «Действительно, потоки воды, следующие в западном направлении, кажутся более предпочтительными для перемещения личинок, чем течения, ориентированные на восток, - заметил Робертсон. - Внимание людей вообще всегда было приковано к западным течениям, поскольку в этом направлении движется и Эль-Ниньо».
Часть видов, вероятно, давно разделилась и продолжает расходиться в развитии все дальше и дальше. Другие, по-видимому, разделились позже. А гены свободно распространялись в обоих направлениях. Поэтому уровень расселения видов следует рассматривать и дальше как важный фактор нарушения Восточного Тихоокеанского барьера.
А в одной из африканских рек ихтиологи сейчас имеют возможность непосредственно пронаблюдать «эволюцию в работе». Обитающие там электрические рыбы обладают одинаковыми ДНК, но испускают разные сигналы, что может оказаться первым этапом раскола на самостоятельные виды.