Изображение следящих за людьми глаз заставляет их вести себя более честно, чем обычно.
Нехитрый опыт, подробно описанный в Biology Letters, провели британские психологи из Ньюкаслского университета во главе с Мелиссой Батезон (Bateson). В своей комнате отдыха, прямо под так называемым ящиком честности, они разместили изображение пары глаз размером 15 на 3 см.
Принцип действия ящика честности напоминает билетные кассы, в которые раньше в отечественном общественном транспорте пассажиры опускали деньги за проезд (после Олимпиады-80 на них даже появилась надпись «Совесть — лучший контролер»). Рядом с ящичком-копилкой обычно висит прейскурант, содержащий цены на чай, кофе и прочие напитки, которые посетитель наливает самостоятельно. Таким образом, исключительно от его доброй воли и принципиальности зависит, заплатит он указанную сумму или сжульничает.
Английские экспериментаторы оставляли прейскурант неизменным, но меняли картинку над ним. Недели, украшенные фотографией внимательных глаз, смотрящих прямо в глаза посетителю, чередовались с контрольными, когда прейскурант сопровождал нейтральный снимок с цветами. В конце каждой отчетной недели психологи извлекали из ящичка выручку и подсчитывали ее. Как оказалось, в недели «с глазами» сумма опущенных денег в среднем в 2,76 раза превышала аналогичную цифру в «цветочные» недели.
Эксперимент был призван установить, как осознание слежки или наблюдения извне влияет на социальное поведение людей, и, по-видимому, является первым в своем роде. По мнению исследователей, присутствие наблюдателя, пусть и опосредованное, влияет на объект наблюдения сильнейшим образом. Люди беспокоятся о том, что думают о них другие, поэтому склонны вести себя совершенно иначе, когда за ними наблюдают.