Психотерапия, возможно, помогает избавиться некоторым женщинам от бесплодия, если его причиной являются чрезмерная занятость и сильный стресс. К таким предварительным выводам пришли исследователи под руководством профессора гинекологии и акушерства Сары Берга из Университета Эмори в Атланте, доклад которых прозвучал на 22-й ежегодной конференции Европейского общества эмбриологии и репродукции человека, проходящей в Праге.
Специалисты давно задаются вопросом, почему у активных, молодых и во всех прочих отношениях здоровых женщин иногда внезапно пропадает овуляция и нарушается менструальный цикл. Исчезновение овуляции порой приписывалось гормональным изменениям, вызванным слишком большой нагрузкой или недостаточным питанием и сидением на диетах. Пациентка, как следствие, часто получала гормональную терапию в виде оральных контрацептивов, если немедленное возобновление фертильности было нежелательным, или препараты, вызывающие овуляцию, если желательным.
Однако, по данным Сары Берга, причины исчезновения овуляции у таких женщин сугубо и всецело психологические, связаны со стрессом и могут быть полностью купированы с помощью поведенческой психотерапии. То есть обращение к дорогостоящим лекарствам и процедурам может не понадобиться.
Группа ученых во главе с Берга пронаблюдала 16 женщин с нормальным весом, у которых менструация отсутствовала в течение более шести месяцев. Некоторые в психологическом отношении принадлежали к типу перфекционистов, ищущих совершенства во всем. Их образ существования, будь то дома или на работе, ставил их в условия сильнейшего стресса. Другие, напротив, чувствовали себя раздавленными требованиями, которые ставила перед ними жизнь.
Все 16 больных страдали функциональной гипоталамической аменореей (отсутствием менструаций). Такой тип бесплодия обусловлен длительным снижением уровня гормона, лежащего в основе молекулярного каскадного процесса, который и завершается в конце концов овуляцией. Контрольный анализ спинно-мозговой жидкости показал высокий уровень кортизола — гормон-маркера стресса, который часто ассоциируют с депрессией, остеопорозом (разрежением костной ткани) и другими заболеваниями.
Женщин случайным образом разделили на две группы. В первой группе в течение 20 недель проводились сеансы когнитивно-поведенческой терапии (cognitive behaviour therapy; CBT). Психологическое консультирование призвано было помочь пациенткам взглянуть на свои проблемы отстраненно, как бы на расстоянии. Вторую группу просто наблюдали. В итоге, как рассказала Сара Берга, у 80% женщин, получавших психотерапию, овуляция восстановилась — против 25% в контрольной группе. Иными словами, в терапевтической группе у шести женщин (из которых две забеременели в последующие два месяца) полностью восстановилась фертильность, а у двух оставшихся проявились признаки частичного восстановления функции яичников. В контрольной группе показатели были соответственно 1 и 1.
Кроме того, ни у одной из выздоровевших женщин не наблюдалось прибавки веса или повышения уровня гормона лептина — обычных побочных эффектов гормональной терапии.
«Исследование доказывает, сколь важную роль играют для здоровья, репродуктивного в том числе, факторы образа жизни, — заявила Берга. — Одного налаживания обмена веществ недостаточно, чтобы компенсировать нарушившуюся овуляцию». Как надеется Берга, в ряде случаев когнитивно-поведенческая терапия окажется гораздо более надежным, адекватным и безопасным методом лечения женского бесплодия, чем применяющиеся в настоящий момент тактики.
На конференции также прозвучало сообщение об успешном испытании нового препарата, который защитит от бесплодия мужчин. Правда, в данном случае речь идет о патологии, вызванной антираковой химиотерапией.
Опыты на мышах, проведенные в израильском Университете Бар-Илан в Рамат-Гане под руководством Алона Кармели (Alon Carmely), показали, что инъекции экспериментального препарата AS101 в комбинации с обычными антиопухолевыми лекарствами — прокарбазином, циклофосфамидами и таксолом (Taxol) — предотвращают снижение массы яичек, обычно происходящее при химиотерапии. Кроме того, он обладает выраженным противотоксическим действием, защищает от потери волос и повреждения костного мозга, обычных при химиотерапии, и делает опухоли более восприимчивыми к лечению. В настоящее время препарат проходит вторую фазу клинических испытаний — на людях.
Химиотерапия может стать причиной мужского бесплодия, уменьшая количество производимой спермы или влияя на способность спермы к оплодотворению яйцеклетки. Иногда бесплодие оказывается временным, однако в 45–80% случаев становится постоянной проблемой — в зависимости от использовавшихся препаратов и продолжительности лечения. Поэтому мужчинам всех возрастов перед прохождением химиотерапии, как правило, советуют заморозить образцы их спермы для хранения.