«Черный курильщик» подогрел Атлантику

Обнаружен самый горячий гидротермальный источник в мире

Самый горячий подводный гидротермальный источник в мире найден в совершенно неожиданном месте. Мало того что он найден не где надо, так еще и вода в нем находится в сверхкритическом состоянии, в котором газ и жидкость различить невозможно.

В Южной Атлантике обнаружен самый горячий подводный гидротермальный источник из класса «черных курильщиков». Как сообщает News@Nature, открытие совершила экспедиция Международного университета Бремена под руководством Анджея Кочинского.

Температура «курильщика» — 407°C, и, хотя это всего на пять градусов горячее, чем известный ранее источник в Тихом океане, новая «горячая точка» переводит воду в странное состояние, именуемое суперкритической жидкостью.

Для чистой воды критическая температура составляет 375°C. Выше ее исчезают различия в физических свойствах между жидкостью и паром, находящимися в равновесии. Суперкритические жидкости диффундируют сквозь твердые тела подобно газам, а растворяют материалы подобно жидкостям. Благодаря этому открытый «черный курильщик» может растворять и переносить вещества с морского дна совсем по-другому, чем это делают другие его собратья.

«Курильщик» обнаружили еще в марте 2005 года, но только в мае 2006-го исследователям удалось дотянуться до дна глубоководным сенсором и определить истинную температуру воды. Ученым также удалось взять и образцы суперкритической жидкости.

Кочинский отмечает, что полный комплексный химический анализ проб станет возможен только в начале июня, когда его группа вернется в стационарную лабораторию. «Однако уже сейчас понятно, что вода в нем отличается от воды из других океанских источников», — говорит ученый.

«У этого «курильщика» довольно странная химия, — продолжает Кочинский. — Так, по сравнению с другими «курильщиками» очень мало содержание свободного сероводорода».

Уникальное образование обнаружено в Срединно-Атлантическом хребте, в месте схождения Африканской и Южноамериканской литосферных плит. Скорость движения плит в этом месте составляет 3,2 см в год. Как говорит Кочинский, никто не мог подумать, что такие «курильщики» нужно искать в Атлантике, а не, скажем, в Тихом океане, где скорость схождения плит в пять раз выше. А это ставит под сомнение распространенное мнение, что вулканическая активность напрямую связана со скоростью движения плит.

А 25 мая пришло еще одно сообщение о «горячей точке» в морских глубинах. Новостные агентства сообщили, что японско-американской группе исследователей удалось впервые в истории науки в деталях заснять подводное извержение вулкана. Его удалось зафиксировать примерно в 100 км к северу от тихоокеанского острова Гуам в районе Марианской впадины. Извержение происходило на глубине 533 м от уровня моря.

Впервые специалисты зафиксировали извержение еще в 2004 году. Автоматический исследовательский батискаф «Хайпер долфин» Японской национальной организации исследования и освоения океана подробно заснял выбросы лавы и ее взаимодействие с морской водой, сопровождающееся мощными взрывами. Из 15-метрового кратера вулкана под водой вырывались клубы пепла и пемзы, а вокруг лавы образовывались облака пены из углекислоты.