В России появились первые пациенты, решившие воскреснуть много лет спустя. 24 и 28 апреля первые российские криопациенты помещены на постоянное хранение в недавно созданное криохранилище компании «КриоРус» под городом Зеленоградом (Московская область). О погружении пациентов представители компании сами сообщили «Газете.Ru».
Первой пациенткой стала Лидия Ивановна Федоренко, 79-летняя учительница математики из Петербурга, чья жизнь остановилась в сентябре 2005 года.
Ее мозг крионировали и в течение полугода хранили во временном контейнере в Санкт-Петербурге охлаждаемым сухим льдом (температура --79°С). Второй пациент был криосохранён в Москве, но в 2002 году. До переезда его мозг также хранился во временном контейнере. В криохранилище техники осуществили постепенное охлаждение в парах азота, и оба контейнера оказались полностью погружены в жидкий азот.
Исполнительный директор компании «КриоРус» Алексей Потапов добавил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru», что сейчас в России в очередь на заморозку мозга после смерти стоят еще десять человек.
На вопрос, есть ли у компании возможности замораживать всего человека целиком (а именно о подобном сценарии оживления пишется на сайте), сотрудники компании ответили по-разному.
Алексей Потапов сообщил, что сейчас это не по карману россиянам, но при необходимости такая возможность есть. Пресс-секретарь компании Валерия Прайд ответила, что для этого требуются большие вложения, которых пока у компании нет. Пока что в распоряжении «КриоРус» сосуд Дьюара на 250 литров.
«Крионика в России легальна — человек имеет право сам определять условия своего сохранения после смерти. Законы разрешают сохранение тела в России или отправку в американские криофирмы», — сообщает пресс-релиз. Однако исполнительный директор фирмы сообщил «Газете.Ru», что законов по крионике в России нет вообще. Легальность, по словам Потапова, вытекает из прецедента, случившегося в прошлом году в Новосибирске, когда родственники хранили тело умершего в заморозке и прокурор не нашел в этом состава преступления.
На вопрос о возможных сценариях оживления своих пациентов, если такое слово можно употребить по отношению к мозгу умершего человека, генеральный директор «КриоРуса» Данила Медведев привел три возможных сценария:
восстановление человеческого тела путем клонирования (используя ДНК нервных клеток мозга);
создание «киборга» — исскуственного тела и имплантирование туда мозга;
«cчитывание» личности с мозга и перенос ее в компьютерный симулятор.
По мнению Медведева, такие технологии появятся уже через 20–30 лет.
Сотрудники московского Института мозга назвали возможности воскрешения таких «пациентов» нулевыми, а по поводу «мини-ликбеза» на сайте компании на тему «что такое жизнь и что такое смерть» источник только вздохнул: «Если бы все было так просто…» Кроме того, содержание мозга пациента после смерти при температуре сухого льда, а не жидкого азота в течение полугода, по словам источника, также снизило даже призрачные шансы на сохранение мозга. «При такой температуре процессы разложения замедляются, но не останавливаются», — сообщил собеседник корреспондента «Газеты.Ru».
В последние десятилетия мировая крионика переживает кризис.
Возникшая в 1960-х годах, в 1979 году она перенесла жестокий удар: Калифорнийское крионическое общество вынужденно признало, что девять тел его клиентов подверглись разложению из-за несоблюдения технологии хранения. На данный момент из всех пациентов, замороженных до 1980 года, достоверно известно о сохранности тела лишь первого «бессмертного» — профессора психологии Джеймса Бэдфорта, замороженного в 1967 году.
А в марте 2006 года мировая крионика понесла еще одну тяжелую утрату: пионера французской крионики доктора Рэймонда Мартино и его жену пришлось кремировать. И также из-за сбоев системы охлаждения. Так что даже если вдруг «воскрешение» окажется возможным, остается вопрос о гарантиях сохранности замороженных трупов до того светлого и весьма далекого дня.