Детали вербовки россиянина Вячеслава Жарко раскрыли в среду в Центре общественных связей ФСБ России. Как сообщил «Интерфаксу» представитель бюро, Жарко, который, как писала «Газета.Ru», ранее якобы сам обратился в ФСБ с заявлением о его вербовке сотрудниками британской разведки, пытался завербовать кадровый сотрудник МИ-6 Пабло Миллер, представлявшийся разным лицам в разное время как «Пол» и «Антонио Алварес де Идальго». «В ходе расследования уголовного дела по признакам шпионажа был опознан сотрудник MI-6, который проходил по уголовному делу в отношении полковника Минобороны России Сергея Скрипаля, осужденного в 2006 году на 13 лет за шпионаж в пользу Великобритании», - сказал представитель ЦОС ФСБ.
Приговор Скрипалю, напомним, был вынесен 9 августа 2006 года. Соглсно открытым сведениям, следствие установило, что бывший полковник ФСБ предоставлял помощь британским агентам в вербовке представителей российских силовых структур. Кроме того, Скрипаль предоставлял британским агентам сведения, касающиеся конкретных войсковых подразделений российской армии, стоящих перед ними задач и степени их боеготовности. Скрипаль активно сотрудничал с российским следствием и прояснил в том числе и многие аспекты работы МИ-6.
В Центре общественных связей ФСБ России уточнили, что опознанный Жарко разведчик был известен Скрипалю как Антонио Алварес де Идальго. При этом Жарко тот представился как Пол. Погибший в Лондоне экс-агент ФСБ Александр Литвиненко в свое время, утверждает ЦОС ФСБ, приводил слова бывшего сотрудника Первого главного управления КГБ Олега Гордиевского (ныне проживающего в Лондоне) о том что «Пол-Алварес» - «лучший специалист» по России.
Представители ФСБ также пояснили, что Пабло Миллер работал в 1999 году в городе Таллине под прикрытием должности первого секретаря британского посольства. В конце 90-х он завербовал в Эстонии подполковника запаса ФСБ Валерия Оямяэ, осужденного в 2001 году за государственную измену к семи годам лишения свободы«. Мосгорсуд приговорил Оямяэ к семи годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Как утвеждала ФСБ, экс-агент передавал британцам сведения о предвыборной ситуации в России, досье на российских политиков, а также агентурные данные о российских резидентах в британских и американских спецслужбах. По сведениям ФСБ, в вербовке Оямяэ помимо Миллера принимал непосредственное участие Департамент охранной полиции МВД Эстонии.
Что касается дела Жарко, о нем »Газета.Ru« подробно писала. 9 июня в разгар российско-британского спора о выдаче предполагаемого убийцы Литвиненко Андрея Лугового Жарко, неожиданно появивишись в прайм-тайм телеканала НТВ, подробно рассказал, как его »вербовала» британская разведка. В передаче были заслушаны оперативные записи телефонных переговоров россиянина с Борисом Березовским и Александром Литвиненко, которые, как следовало из этих переговоров, выступили посредниками при вербовке Жарко британскими агентами. Литвиненко на записи убеждает Жарко лишь делать вид, что он ценный агент, и таким образом получить с МИ-6 солидные денежные суммы. Березовский в одном из разговоров убеждает Жарко встретиться с агентами МИ-6 после скандальной пресс-конференции Лугового, состоявшейся 31 мая.
В том же сюжете прокрутили запись переговоров Жарко с Пабло Миллером, представлявшимся тогда как Пол. Жарко назвал также имена еще нескольких британских разведчиков, вступавших с ним в контакт. Было произнесено, например, имя Джона Калагана, который с октября 1998 по ноябрь 2001 года был первым секретарем посольства Великобритании в Москве. Кроме того, был упомянут некто Мартин Флинт, который представился бывшим военнослужащим, а ныне хозяином консалтинговой компании, сотрудничавшей с ТНК-BP.
По словам Жарко, с английскими разведчиками его свел Александр Литвиненко. Тогда Жарко уже не работал в ФСБ, но Литвиненко якобы предложил представить его как высокопоставленного и ценного информатора. Заявления Жарко стали продолжением обвинений, высказанных бывшим офицером спецслужб Александром Луговым, который назвал и покойного Литвиненко, и Березовского агентами МИ-6. По словам Жарко, он получал от британской разведки по €2 тыс. наличными ежемесячно, а встречался с агентами МИ-6 за рубежом, в основном в Стамбуле. При этом Жарко утверждает, что не предоставлял никаких секретных данных, так как уже не имел к ним доступа. По словам Жарко, сначала он сливал заказчикам информацию экономического характера, которую якобы брал из интернета.