Конституционный суд принял к рассмотрению пакет жалоб на недавно ужесточенный «криминальный фильтр» для кандидатов на выборах, согласно которому экс-осужденным запрещено баллотироваться на посты любого уровня, пишет «Коммерсантъ».
«Новое политическое дело в КС касается пассивного избирательного права. Заявителями выступают пятеро предпринимателей, выдвигавшихся осенью в разных регионах Российской Федерации в мэры или депутаты (трое от «Справедливой России», двое самостоятельно), которых лишили регистрации избиркомы или суды. На этих выборах кандидаты впервые попали под измененный в мае прошлого года подпункт «а» п. 3.2 ст. 4 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», — пишет газета.
Эта норма вводит пожизненный запрет на участие в выборах всех уровней бывших осужденных к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее было запрещено избираться лишь тем «осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений» (сроком более пяти лет), у кого на день голосования была не снята или не погашена судимость.
Как отмечает газета, большинство жалоб на этот запрет КС принял от условно осужденных предпринимателей, чья судимость была давно снята или погашена. Один из заявителей — Григорий Егоров — пожаловался не только в КС, но и Владимиру Путину.
«Несмотря на то что я подвергался уголовному преследованию и был осужден к условному лишению свободы сроком на три года шесть месяцев с испытательным сроком два года, я не изолировался от общества и не помещался в исправительное учреждение», — заявил Егоров, отметив, что оспоренный им фильтр прямо противоречит ст. 32 Конституции, по которой «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», и является «ярким примером» запрещенного ст. 19 «ограничения прав человека» по социальной принадлежности.
Оспоренная в КС поправка была внесена группой сенаторов ко второму чтению президентского законопроекта о возвращении губернаторских выборов, но, как отмечает газета, поправка оказалась почти незамеченной на фоне скандала вокруг введенных для выборов глав регионов «муниципального» и «президентского» фильтров. Тогда же «криминальный фильтр» был вписан в рамочный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».