Украина не считает возможным замораживать конфликт с Россией, военные действия нужно завершать. Такое мнение выразил президент Украины Владимир Зеленский в беседе с представителями африканских СМИ. Запись встречи опубликована на странице Зеленского в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) (принадлежит корпорации Meta (признана в России экстремистской и запрещена), признанной в РФ экстремистской).
«Слушайте, ну давайте подпишем какие-нибудь Минские соглашения, заморозим конфликт, — сказал Зеленский одному из репортеров. — Такая у нас патовая ситуация. Никто никуда не может двинуться. Давайте попробуем так жить. Но мы все жили на Украине в это время, и все поняли — все равно это война» (цитата по ТАСС).
Зеленский добавил, что даже замороженный конфликт будет означать «существенные» потери для Украины. При этом существует риск возобновления военных действий «буквально в любое время», уверен президент.
«Замороженный конфликт — как вулкан, который спит и точно проснется. Мы понимаем этого зверя, он все равно восстановит свои силы и пойдет дальше», — заверил Зеленский.
Он заявил, что хотел бы видеть завершение конфликта на украинских условиях: если Россия выполнит условие разработанной Зеленским «формулы мира» — об «уважении к территориальной целостности и уставу ООН» и выведении войск. Пока глава государства призвал союзников продолжать оказывать стране военную и финансовую помощь.
«Мы хотим мира. Окончание может быть разным, кому-то оно может понравиться, кому-то — нет, но оно необходимо», — заявил Зеленский.
«С той стороны ничего не слышим»
Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял о якобы имеющей готовности России к переговорам. Во всех его речах на эту тему звучит мысль о том, что с инициативой должна выступить Украина.
«Я уже на этот счет говорил: мы никогда не отказывались от переговоров, поэтому, пожалуйста, если другая сторона хочет, пусть делает это, скажет об этом прямо. Вот я говорю, с той стороны ничего не слышим», — говорил Владимир Путин в ходе встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в сентябре.
Россия якобы была готова к переговорам и весной прошлого года.
«После отвода наших войск из-под Киева — а нас просили это сделать, чтобы создать условия для заключения окончательного договора, — киевские власти отказались от всех прежних договорённостей. Поэтому я считаю, что мяч полностью на их стороне», — говорил президент на встрече с лидерами африканских государств в июле.
В октябре 2022 года у возможных переговоров России и Украины появилось еще одно препятствие — Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о невозможности проведения переговоров с Владимиром Путиным. Теперь российский президент в своих речах указывает на необходимость отмены этого документа.
«Если украинская сторона хочет реально переговорного процесса, то нужно делать это не какими-то театральными жестами, а нужно первое, что сделать — отменить декрет президента Украины, запрещающий вести переговоры», — говорил Путин на пресс-конференции в Пекине в октябре.
То, что Россия тоже не хочет заморозки конфликта, в интервью РИА Новости заявил депутат Государственной Думы РФ от Севастополя Дмитрий Белик.
«Зеленский демонстрирует солидарную с Москвой точку зрения относительно заморозки конфликта. Мы тоже не сторонники прервать боевые действия на неопределенный срок», — сказал Белик агентству.
По словам народного избранника, требования РФ — или «полная демилитаризация Украины», или условия, озвученные на встрече в Стамбуле в марте прошлого года.
Белик отметил, что военачальники Украины осознают, что не могут победить на поле боя, но заморозить конфликт на своих условиях тоже не могут.
Залужный констатировал тупик
Заморозка российско-украинского конфликта и проведение переговоров все чаще обсуждаются в СМИ. Катализатором обсуждения стало интервью главкома ВСУ Валерия Залужного журналу The Economist, в котором он заявил, что военный конфликт зашел в тупик и на фронте «глубокого и красивого прорыва не будет». По мнению Залужного, для прорыва на фронте нужно объединение всех технических возможностей: беспилотников, средств радиоэлектронной борьбы, средств контрбатарейной борьбы и оборудования для разминирования.
Владимир Зеленский, комментируя интервью, заявил, что не считает ситуацию на фронте патовой.
«Мы не имеем права опускать руки», — заявил он.