Против должностных лиц прошлого кабинета министров Украины под руководством Алексея Гончарука заведено уголовное дело. Специальная антикоррупционная прокуратура (САП) указывает, что украинское правительство не ограничило экспорт медицинских масок и других средств индивидуальной защиты, которые необходимы для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Пресс-служба антикоррупционной прокуратуры Украины заявила в Facebook, что дело возбуждено по факту халатности, допущенной должностными лицами.
Так, по сообщению, 31 января и 8 февраля 2020 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (эту должность в настоящий момент занимает Алексей Данилов) направлял бывшему премьер-министру страны Алексею Гончаруку письма, в которых сообщал о необходимости «ограничить экспорт и реэкспорт продукции, которая прямо или косвенно может быть использована при реализации противоэпидемических, профилактических и лечебных мероприятий на территории Украины, с целью недопущения распространения случаев заболевания коронавирусом COVID-19».
Тем не менее, в САП утверждают, что Гончарук проигнорировал эти рекомендации.
В понедельник, 23 марта, сведения о возможном совершении уголовного преступления были внесены в Единый реестр досудебных расследований Украины, проводить мероприятия в рамках дела поручено государственному бюро расследований.
Уже почти три недели Гончарук не занимает пост премьер-министра Украины. 4 марта Верховная рада большинством голосов (353) отправила в отставку и его самого, и правительство.
Тогда еще о решении пойти на жесткие карантинные меры в целях предотвращения распространения коронавируса не было известно. Президент Украины Владимир Зеленский, выступая в Раде на заседании, когда было принято решение об отставке Гончарука, все же нашел слова благодарности в адрес уходящего кабинета министров.
«Не красть — этого мало. Нужны новые мозги и новые сердца. Экономика брала разгон, но споткнулась и рискует проехать лицом по земле», — говорил тогда глава государства.
Критике же тогда подверглись сокращение промышленности, отсутствие подвижек в вопросе снижения коммунальных тарифов, индексации пенсий, продвижения в вопросах медицинской реформы.
Новым премьером Украины стал Денис Шмыгаль. Уже через неделю после назначения, 11 марта, кабмин запретил экспорт товаров противоэпидемического назначения.
Запрет будет действовать до 1 июня. К подобным товарам относятся не только медицинские маски, но и халаты, бахилы, перчатки и т.д.
В то же время, сейчас ситуация на Украине не выглядит пугающей, в отличие от многих других стран Европы и США. По состоянию на 23 марта на Украине зарегистрировано 73 случая заболевания новым типом коронавируса. Еще, по оценкам властей, в стране могут быть более 640 инфицированных.
С 12 марта по 3 апреля на Украине действуют жесткие ограничительные меры: закрыты учебные заведения, запрещены массовые мероприятия, ограничено движение на общественном транспорте, что уже спровоцировало настоящий коллапс в Киеве, где не работает метро, а наземный транспорт функционирует в весьма ограниченных условиях.
Другой аспект, с которым может столкнуться Украина из-за коронавируса — это возможные голод и разорение предприятий. По крайней мере, именно в таких формулировках 23 марта об этом написал министр внутренних дел страны Арсен Аваков.
«Будем честными — большинство людей в Украине живут, не имея существенных финансовых накоплений: многие семьи живут, что называется, от зарплаты до зарплаты. А у нас коронавирус и карантин», — написал он в Facebook.
Чтобы смягчить последствия грядущих экономических проблем, Аваков предложил увеличить расходы бюджета на выплаты украинцам — по 500-3000 гривен (около 1400-8400 руб.), частично взять государству обязанность оплачивать коммунальные платежи (до 60-70%), остановить начисление процентов по банковским кредитам для бизнеса.
Кроме того, среди прочих мер, глава МВД Украины предлагает взять еще один транш у Международного валютного фонда (МВФ) и даже объявить частичных дефолт.
Довольно панические настроения, особенно на фоне коронавируса, относительно возможного дефолта на Украине в последнее время только нарастают.
Депутат Рады от партии «Слуга народа» Александр Дубинский на прошлой неделе заявил, что, «как государство и экономика, [Украина] идет к дефолту». «Стратегия выживания государства Украина и его экономики в условиях коронавируса — есть план? Нет плана», — заявил он, добавив, что без помощи Международного валютного фонда сегодня Киеву не обойтись.
Рассчитывает на продолжение сотрудничества с МВФ и Владимир Зеленский — о том, что он надеется на очередной транш, украинский лидер уже заявлял.
Ситуация для Киева, действительно, складывается не лучшим образом. За 2020 год Украине надо выплатить $17 млрд внешнего долга. Положение дел здесь было и без того достаточно сложное, а пандемия коронавируса и падение цен на нефть еще больше усугубляют кризисные явления в стране.
И сейчас очередное дело против министров в недавнем прошлом соратника Зеленского может ударить и по самому президенту, который стремительно теряет рейтинг. Вот и обозреватель американской редакции журнала Forbes Кеннет Рапоза в конце прошлой недели писал, что падение уровня поддержки Зеленского со стороны украинцев говорит о потере надежды на то, что президенту удастся изменить жизнь страны к лучшему, а потому и Запад вскоре может отвернуться от Киева и перестать рассматривать Украину как надежный вариант для вложения средств.
«Про дефолт на Украине говорят в последние лет 15, не меньше. Я думаю, что тема не дефолта абстрактного, а так называемого технического дефолта — это не отказ от выплаты долгов или объявление себя банкротом, речь идет о приостановке выплат по внешней задолженности или по части внешней задолженности.
Такой технический дефолт возможен у целой группы стран», — говорил ранее «Газете.Ru» глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.