На Украине планируют объединить три министерства — спорта, молодежной и информационной политики.
Президент Владимир Зеленский уже поддержал эту идею, более того, новая структура должна появиться уже после формирования нового состава правительства,
пишет «Украинская правда».
Ожидаемо инициатива вызвала критику со стороны нынешнего министра спорта Украины Игоря Жданова: «Моя просьба и рекомендация к новой власти — необходимо сохранить министерство молодежи и спорта и не допустить его сокращения».
По словам чиновника, функционирование минспорта как отдельного и самостоятельного органа исполнительной власти является важным для подготовки спортсменов.
Критически отнесся к идее Зелинского и украинский политолог и экономиста Александра Дудчак, сказав, что объединение не решает «глобальных проблем»: «Хорошо, допустим, объединят они министерство культуры с министерством спорта. И на что это повлияет? Это министерство, которое не влияет на решение глобальных задач».
В то же время нельзя исключать, что сама идея укрупнения министерств связана с решением простой задачи — у нового президента нет большой скамейки профессионалов, чтобы заполнить все вакансии в кабинете министров.
Кроме того, к части из них, — например, министерству информационной политики — часто возникали претензии, и его бюджет на 2019 год был значительно сокращен. Есть проблемы со структурой расходов и у украинского минкульта: бюджет ведомства был увеличен, но большую часть этих денег потратят на зарплаты, а не развитие культурных проектов.
Объединение министерств, функционал которых может исполняться единым центром, — уже достаточно обыденная практика ряда европейских стран. Вполне возможно, что советники Зеленского как раз опирались на этот, в общем-то, положительный опыт.
Так, например, в Великобритании за спорт и культуру отвечает министерство цифровизации, СМИ, культуры и спорта. Направление «цифровизация» было включено в обязанности ведомства в 1997 году при премьер-министре Тони Блэре.
Что же касается Франции, то здесь спорт курирует министерство спорта и молодежной политики, правда, это одна из немногих европейских стран, где существует и отдельное министерство культуры. При этом среди французских политиков немало тех, кто считает, что существование отдельного минкульта — атавизм.
В 2016 году упразднила министерство культуры Бразилия (тогда же укрупнились или закрылись еще восемь других министерств). Однако этот шаг, сделанный в целях бюджетной экономии, вызвал возмущение у бразильской культурной общественности и привел к протестам интеллигенции.
В России также периодически возникают дискуссии о необходимости ликвидации Министерства культуры как отдельного ведомства. Причем, что примечательно, об этом нередко говорят и сами представители культурной сферы.
Так, в марте 2019 года с подобным заявлением в Госдуме выступил известный музыкант Сергей Шнуров: «Ни в какой нормальной стране нет Министерства культуры. Я буду отстаивать такую позицию — всех разогнать, как матрос Железняк (революционер, участвовавший в силовом разгоне Учредительного собрания в 1918 году. — «Газета.Ru»)».
Наличие полноправного министерства культуры — редкость для европейских стран, однако эта практика сохраняется на постсоветском пространстве и ведет начало из времен СССР. Учитывая тот факт, что культура в Союзе полностью субсидировалась государством, это ведомство было одним из самых влиятельных.
При этом дискуссии о необходимости упразднения Минкульта велись и в советскую эпоху. Резкой противницей этой мысли была министр культуры СССР начала 1970-х годов Екатерина Фурцева. «В ЦК снова заговорили, что союзное министерство культуры не нужно. Достаточно республиканских, незачем дублировать аппарат. <…> Я сказала то же, что и всегда. Союзное министерство культуры необходимо. <…> Должен быть единый центр», — писала Фурцева в своих дневниках.
Что же касается министерств по информационной политике, то подобные органы в различных странах бывшего СССР — наследие советских министерств печати, которые отвечали за выпуск газетной и журнальной продукции. В настоящее время в России эту функцию выполняет федеральное агентство.
К слову, в РФ в 2015 году тогдашним открытым правительством рассматривалось сокращение числа министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 федеральных агентств. Как считали авторы предложения, подобные меры могли бы принести экономию в 4,5 млрд руб.