«Полный разрыв»: РПЦ открестилась от Константинополя
РПЦ разорвала отношения с Константинополем
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (справа налево) на выездном заседании Священного синода Русской православной церкви в Минске, 15 октября 2018 года
Игорь Палкин/Пресс-служба Патриархии РПЦ/РИА «Новости»На этом, дорогие читатели, мы завершаем нашу онлайн трансляцию.
Спасибо, что оставались с нами, и до новых встреч!
«Надежда на то, что эти решения будут пересмотрены в Константинополе, присутствует. Вести себя нужно спокойно, с пониманием сложности ситуации, но все-таки с надеждой на то, что ситуация вернется к какому-то нормальному сосуществованию нашему», — сказал официальный представитель РПЦ.
Владимир Легойда в разговоре с ТАСС заявил, что РПЦ сделала все, чтобы избежать разрыва с Константинополем. «Я полагаю, что нам совершенно не в чем себя винить и что мы не давали никакого повода для таких действий, которые привели, как сегодня констатировали члены Синода, к выходу Константинопольского патриархата из канонического поля. Я думаю, что у членов Синода Русской православной церкви не было другой возможности ответа, поскольку это действительно выводит Константинополь за рамки существующих канонов и не позволяет находиться с ними в евхаристическом общении», — сказал он.
В УПЦ КП считают, что приняв решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, Синод РПЦ избирал политику самоизоляции. «Самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества», — комментирует в фейсбуке решение Синода РПЦ представитель украинской неканонической церковной структуры Евстратий Зоря.
Ответственным за раскол мирового православия украинский священник, судя по всему, считает заседавший в Минске Синод РПЦ. События сегодняшнего он называл «Минской схизмой».
Позицию Константинопольского патриархата в данном случае поддерживали на Западе, в частности, госдепартамент США, отметил политик.
«Западная пресса вовсю преувеличивает роль Константинопольского патриарха. Уже в тех публикациях, которые я успел прочесть речь идет о том, что он глава мирового православия, то есть речь идет о присвоении ему тех функций, которых у константинопольского патриарха не было со времен падения Византийской империи», — отметил он.
Разрыв отношений с Константинопольским патриархатом является травмой и трагедией для православия, а также может отразиться на отношениях между русскими и греками, поставить вопрос о существовании Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), заявил глава комиссии по международной политике МАП, депутат Госдумы Константин Затулин.
«Это травма для православия, не только для православия, но косвенным образом, мне кажется, это может отразиться на отношениях между русскими и греками. В принципе, вещь, конечно, неизбежная в тех условиях, в которые поставил Константинопольский патриархат своим вмешательством в чужие дела… то есть этот выбор совершен не нашим патриархатом», — сказал Затулин РИА «Новости».
По мнению эксперта, Московский патриархат в скором времени начнет вести консультации с другими патриархатами по сложившейся ситуации. Также, в перспективе наверняка будет созван Всеправославный собор, как к тому призывает патриарх Антиохийский Иоанн.
Однако шансов на то, что другие поместные церкви безоговорочно поддержат Москву — не так уж много. «Есть те, кто точно поддержит Константинополь; есть те, кто говорит о мирном разрешении кризиса. Есть церкви, которые не будут выступать против Москвы. Но вряд ли какая-то поместная церковь будет проклинать Варфоломея за его решения, пусть и неканоничные».
Как отмечает Роман Лункин, решение РПЦ о разрыве — «взвешенное и даже мягкое по сравнению с теми мерами, которые предлагали особо консервативные силы внутри РПЦ». Так, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП архиепископ Климент после объявления Константинополем своих скандальных решений призывал наложить анафему на вселенского патриарха Варфоломея за неканоничные действия.
Однако по словам эксперта, такие действия еще сильнее раскололи бы православия, но уже на века, не оставляя шансов на примирение. «Сейчас же мосты не сжигаются, в заявлении Синода говорится, что разрыв общения будет сохраняться лишь до тех пор, пока Константинополь не изменит своих неканоничных решений. Такая формулировка оставляет возможности для диалога», — рассуждает Лункин.
Предлагаем вам ознакомиться с колонкой колумниста «Газеты.Ru» Андеря Десницкого о том, как разрыв с Константинополем влияет на церковную жизнь в России:
Пресс-секретарь патриарха Кирилла заявил, что прихожане РПЦ не смогут молиться в храмах Константинополя на Афоне.
Члены синода Русской православной церкви выразив поддержку предстоятелю УПЦ, митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.
«Выражаем всестороннюю поддержку блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской православной церкви в особо трудное для нее время. Молимся об укреплении ее верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине», — говорится в заявлении синода РПЦ.
Архиепископ Климент добавил, что, «поскольку действия Константинопольского патриархата связаны с усилением раскольнических тенденций на Украине, тем более такие решения священного Синода должны были послужить препятствием для продвижения всех этих тенденций».
Официальный представитель Украинской православной церкви (УПЦ), председатель синодального информационно-просветительского отдела архиепископ Климент заявил, что разрыв евхаристического общения Русской православной церкви с Константинополем стал вынужденным и болезненным, но был принят в благих целях.
«К сожалению, действия Константинопольской патриархии привели к тому, что единство на данный момент прервано, но мы надеемся, что такие решения Синода, который прошел сегодня в Минске, отрезвят многие головы в Стамбуле», - отметил он. Также архиепископ добавил, что сегодня уже прозвучал целый ряд заявлений поместных православных церквей против действий Константинопольской патриархии.
Заявление Синода Русской Православной Церкви заканчивается следующими словами: «Призываем Предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского Патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Выражаем всестороннюю поддержку Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию и всей полноте Украинской Православной Церкви в особо трудное для неё время. Молимся об укреплении её верных чад в мужественном стоянии за истину и единство канонической Церкви в Украине. Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине. Молитвенный покров Пресвятой Царицы Небесной, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, новомучеников, исповедников и всех святых Церкви Русской да пребудет над всеми нами».
Белорусская православная церковь как часть РПЦ присоединяется к решению о прекращении отношений с Константинополем, добавил Митрополит Волоколамский Иларион.
«В заседании синода участвовал патриарший экзарх всея Беларуси, а вчера мы имели возможность с членами синода Белорусской православной церкви обсудить эту ситуацию, и принятые решения распространяются на всю каноническую территорию Русской православной церкви, включая и Беларусь», — сказал он.
Кроме того, Иларион ответил на опасения военных столкновений из-за церковного раскола.
«Мы надеемся на здравый смысл, на то ,что не будет никаких столкновений на этой почве. Мы слышали заверения президента Украины Петра Порошенко, о том что все верующие Украины будут иметь возможность ходить в ту церковь, к которой они принадлежат, что никаких препятствий этому чиниться не будет. И мы надеемся, что эти обещания будут выполнены», — сказал он.
«В практическом плане это означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении литургий совместных с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата», — объяснил решение Синода митрополит Волоколамский Иларион.
По словам Илариона, РПЦ до сих пор не признала решение Константинопольского патриархата 1996 года касательно независимости Эстонской церкви. «Но те канонические преступления, которые совершены сегодня Константинопольским патриархатом, гораздо более тяжкие. Потому что Константинопольский патриархат объявил о намерении предоставить автокефалию части Русской православной церкви. При чем не той части, которая когда-то находилась во владениях Константинополя. Та киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, территориально не совпадала с нынешней Украинской православной церквю. Она была значительно меньше. Аннулировать этот акт 1686 года и представить дело так, будто на протяжении трехсот с лишним лет вся территория Украины находилась в составе Константинопольского патриархата — это полностью противоречит исторической правде», — отметил Иларион.
«Лицемерно оправдываясь стремлением к восстановлению единства украинского Православия, Константинопольская Патриархия своими безрассудными и политически мотивированными решениями вносит ещё большее разделение и усугубляет страдания канонической Православной Церкви Украины», — также говорится в заявлении Синода.
Выдержки из текста заявления Синода РПЦ приводит в своем телеграм-канале глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда:
«Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией. «Такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей», — предупреждал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года в определении «О единстве Церкви». В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».
«Константинопольский патриарх имеет власть принимать апелляции в пределах своей церкви, но он не может принимать апелляции других поместных церквей, на чем сейчас безосновательно настаивает Константинопольский патриарх. То новое и антиканоничное учение о якобы имеющихся привилегиях Константинопольского патриархата в одностороннем порядке принимать апелляции от других поместных церквей не находит основания в священных канонах православной церкви. По совокупности всех этих причин было принято решение о разрыве евхаристических отношений с Константинопольским патриархатом», — заявил Иларион.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин в разговоре с «Газетой.Ru» отмечает, что решение Синода РПЦ по сути — решило конфликт Москвы и Константинополя. «Правда решение этого конфликта — именно разрыв», — констатирует Лункин.
Как отмечает эксперт, мировое православие окончательно разделилось на две ветви — РПЦ и Константинопольская православная церковь. «Остальные приходы останутся с Константинополем, но даже так у РПЦ остается больше прихожан», — говорит эксперт.
В своем заявлении Иларион отметил все конфликтные моменты в истории отношений РПЦ и Константинополя. В частности, он вспомнил и о последнем, эстонском, конфликте. Несмотря на то, что стороны в итоге пришли к компромиссу, Иларион заявил, что Константинопольская церковь «вторглась в канонические пределы русской церкви, основав свою юрисдикцию в Эстонии», вследствие чего «мы также были вынуждены прервать евхаристическое общение с этой церковью».
Митрополит Волоколамский Иларион, выступая перед журналистами заявил, что РПЦ не принимает решений Константинопольского патриархата и не будет им следовать.
«Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола», — заявил он.
В заявлении, принятом на заседании Синода РПЦ, в частности, указывается: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, - все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».
«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах», — говорится в документе.
«Это было вынужденное решение, но иного решения не мог принять наш Священный Синод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата», — заявил митрополит Иларион журналистам.
Об этом заявил руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания Синода Русской православной церкви в Минске, передает ТАСС.
«На заседании священного синода принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом» — сказал он.
Священный Синод РПЦ признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом.
В Париже также выразили опасения, что ситуация вокруг предоставления автокефалии церкви на Украине приведет к насилию в стране. Об этом сообщил журналистам источник в МИД Франции, передает РИА Новости.
«Есть риск, что ситуация может обостриться в регионе. Надеемся, что к насилию это не приведет», — сказали во французском внешнеполитическом ведомстве.
Объявление решения Синода РПЦ задерживается на несколько часов.
Все ещё готовы (спустя два часа) pic.twitter.com/GMU6Ll2uXD
— голубева (@greenlightoff) 15 октября 2018 г.
Церковный раскол между Россией и Украиной — только часть гораздо более печального процесса. На наших глазах распадается славянский и русский мир. Москва перестает быть «Третьим Римом», которым наше государство мнило себя почти пять веков.
Размышления о церковном конфликте России и Украины — в редакционной статье «Газеты.Ru»:
В Великобритании тем временем опасаются нового военного конфликта в связи с внутрицерковным конфликтом.
Британское издание Financial Times отмечает, что раскол между Украиной и Россией носит геополитический характер. В материале высказываются опасения, что Россия может прибегнуть к военному вмешательству, чтобы защитить церкви московского патриархата, а также помешать их переходу под юрисдикцию киевского патриархата.
Стоит отметить, что разрыв отношений с Константинополем потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями. После этого произошло окончательное разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
Внутрицерковный конфликт упирается в события 1686 года. Тогда Константинополь передал Киевскую митрополию в управление Русской церкви. Сегодня в Константинополе утверждают, что Москва не получила «право собственности» на эти земли (нынешние Украина, Белоруссия, Литва и Польша), а лишь некоторые полномочия по управлению церковной жизнью на этих территориях.
В свою очередь, глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) говорит, что церковь нашла более 900 страниц древних документов, которые доказывают, что речь тогда шла о передаче территории нынешней Украины в юрисдикцию Москвы навсегда.
В разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин предположил, что РПЦ вполне может пойти на разрыв административных и евхаристических связей с Константинополем. Последнее — особенно жесткая мера с точки зрения верующих, которая по сути будет означать непризнание константинопольских ритуалов.
«Это повлечет за собой окончательное разделение восточного и западного православия в лице Константинополя, который контролирует большинство приходов в США, Канаде и Западной Европе. По сути, раскол православия уже произошел», — считает эксперт.
До сих пор разговоры об автокефалии УПЦ не имели под собой никаких оснований. Независимость могла запросить только признанная другими церквями УПЦ МП, а предоставить ее — РПЦ. Теперь, забрав УПЦ под собственную юрисдикцию, Константинополь может позволить себе без оглядки на РПЦ предоставить независимость украинской церкви. Для этого необходим только соответствующий запрос от единого украинского прихода.
О решении РПЦ скоро будет объявлено.
К евхаристическому общению готовы! pic.twitter.com/aSBHKvbyX3
— голубева (@greenlightoff) 15 октября 2018 г.
Патриарх Антиохийский Иоанн также отметил необходимость горячо молиться Господу, чтобы он «отвел от своей Церкви все волны политических ловушек, исторических потрясений и разрушительного духа индивидуализма, и чтобы в ней сиял дух его славы».
Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X во время своего пребывания в Сербии 14 октября призвал к созыву Всеправославного Собора.
«Какая необходимость именно сейчас дискутировать по вопросам автономий или автокефалий, когда нам больше всего нужно полное и твердое единство всех православных христиан? Нет никаких сомнений, что православная церковь должна рассмотреть свои проблемы на общем Соборе, где были бы собраны предстоятели всех поместных церквей», — заявил он.
В свою очередь, официальный представитель МИД России Мария Захарова поинтересовалась, не хочет ли Порошенко возглавить церковь на Украине.
«У меня складывается ощущение, а не хочет ли господин Порошенко еще и церковь возглавить на территории современной Украины? Мне кажется, он скоро будет священников назначать, рукополагать их, так сказать, раздавать значки и флажки и благословлять на работу», — заявила дипломат в программе «Право знать!» на телеканале «ТВ Центр».
Также Порошенко заявил, что на Украине есть три бренда, от которых «корчит Москву»: это ВСУ, национальная гвардия и Украинская автокефальная церковь. Об этом он рассказал на своем выступлении в канун «Дня защитника Украины», который в стране отмечается 14 октября.
Днем ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил уверенность, что каноническая православная церковь на Украине не будет уничтожена «светскими силами».
«Мы знаем, как сегодня непросто на братской земле украинской, которая проходит через тяжелейшие испытания. Верим, что «врата адовы» не одолеют Церковь», — сказал Кирилл после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Разгоревшийся внутрицерковный конфликт комментируют и политики. Так, президент Украины Петр Порошенко 14 октября перед благодарственным молебеном заявил, что Русская православная церковь (РПЦ) не имеет прав на Украину, так как в XVII веке была произведена «московская аннексия» Киевской митрополии.
«Наконец, Вселенский Патриархат окончательно провозгласил незаконной московскую аннексию Киевской митрополии, осуществленной еще в конце семнадцатого века», — сказал Порошенко.
Заседание Священного Синода Русской православной церкви в здании Минского епархиального управления было запланировано давно. Оно должно было бы быть посвящено 1030-летию Крещения Руси, однако повестку собрания пришлось изменить в связи с конфликтом.
Москва и Константинополь конфликтуют не в первый раз. Подобная ситуация произошла в 1993 году в Эстонии. После распада Советского союза в Таллин вернулась из изгнания православная церковь Константинопольского патриархата. Власти Эстонии сразу зарегистрировали ее. В свою очередь, церковь Московского патриархата долгое время отказывалась признавать ее.
Священный синод РПЦ под председательством Алексия II в 1996 году решил «приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом [...], а также прекратить поминовение Константинопольского патриарха по диптиху предстоятелей поместных православных церквей». То же самое происходит и сегодня на почве украинского конфликта.
Тогда, в случае с Эстонией, после нескольких лет обоюдных обвинений в узурпаторстве и вмешательстве в церковную жизнь стороны пришли к компромиссу.
Месяц назад Синод РПЦ в ответ на действия Константинополя приостановил молитвенное общение с ним. Кроме того РПЦ предупредила, что если неканонические действия Фанара (Фанарион - исторический район Константинополя, место резиденции вселенского патриарха в современном районе Фенер Стамбула) не прекратятся, Московский патриархат будет вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью.
Заседание Синода в Минске проходит в закрытом для прессы формате, планируется, что по его окончанию для прессы будет сделано сообщение.
Патриарший экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел на встрече членов Священного Синода РПЦ и епископата Белорусской церкви с Александром Лукашенко заявил, что православная церковь в Белоруссии может исполнять свою церковную миссию, что она и делает.
«Конечно, как в любой семье, есть проблемы, есть вопросы, но они решаются. А самое главное, что люди знают, что можно здесь трудиться, можно созидать», — отметил митрополит.
Депутат Верховной Рады, член «Радикальной партии Олега Ляшко» Игорь Мосийчук заявил, что после решения Синода Константинопольского патриархата о восстановлении юрисдикции над Киевской митрополией, Белоруссия стала территорией Константинопольской патриархии. По словам Мосийчука, теперь для проведения Синода в Минске, РПЦ необходимо попросить разрешение у патриарха Варфоломея.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ранее заявлял, что тема влияния решений Константинопольского патриархата на положение Украинской православной церкви обсуждалась на совещании президента России Владимира Путина с постоянными членами Совета безопасности. Как заявил Песков, участники встречи обменялись мнениями в связи со сложившейся ситуацией.
Филарет (в миру — Михаил Денисенко) в прошлом проиграл выборы московского патриарха Алексию II, после чего возглавил Украинскую православную церковь. Вскоре Филарет стал актинов выступать за независимость украинской церкви. В 1992 году он инициировал обращение украинских митрополитов к московскому патриарху с просьбой даровать украинской церкви независимость. В результате этого архиерейский собор РПЦ лишил Филарета церковного сана.
В конце 2013 года Филарет выступил в поддержку Евромайдана. Он неоднократно осуждал политику России в отношении Украины. Кроме того, Филарет заявлял, что при его жизни состоится собор, на котором в одну поместную православную церковь объединятся украинские церкви Московского и Киевского патриархатов.
Один из ключевых конфликтов между Московским и Вселенским патриархатами заключается в признании Константинополем в качестве каноничных украинских раскольников, среди которых глава УПЦ КП митрополит Филарет. В Киеве отлученного в 1997 от церкви Филарета называют основным претендентом на звание главы независимой объединенной украинской православной церкви.
«Заслушали апелляцию Филарета (Денисенко) и Макария. Принято решение, что в свое время анафема была оглашена по недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям. Поэтому решением синода они были возвращены в каноническое поле», — сообщил представитель Вселенского патриархата по итогам синода, проходившего 9-11 октября в Стамбуле.
РПЦ наложила анафему на Филарета после того, как он возглавил непризнанную церковь Киевского патриархата 21 год назад.
«С некоторым опозданием мы начинаем заседание Священного синода. Причина очень веская — мы имели содержательную беседу с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Мы обсудили целый ряд вопросов, связанных с жизнью Белорусской православной церкви, межправославными и межхристианскими отношениями. Такие встречи дают понять позицию собеседника», — сказал патриарх Кирилл.
Заседание Священного синода РПЦ в Минске началось.
Священный синод - один из высших органов церковного управления. Он состоит из предстоятеля церкви — Патриарха Московского и всея Руси, девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Кишиневский и всея Молдовы, Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Казахстане, Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской патриархии.
На заседании Священного синода в Минске присутствуют также и представители УПЦ Московского патриархата — предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.
Патриарх Кирилл отметил, что граждане Белоруссии поддерживают политику нынешнего руководства. По его мнению, это связано с учетом властями страны нравственных законов
«Нравственность — это то, что регулирует поведение человека. Люди могут знать или не знать законы — в провинции, в деревнях — а поступают по совести. Это значит, что Богом данный нравственный закон опознается человеком, голосом его совести, и никакой эволюцией это объяснить невозможно. И это является главным регулятором человеческого поведения. И как важно, когда государство законодательно органически связывается с нравственным фундаментом, когда законы проистекают из божественного, нравственного закона, закона человеческой совести», — сказал патриарх.
Александр Лукашенко в ходе встречи подчеркнул, что выступает за единство церкви. «Мы как прихожане будем стараться поддерживать единение всех процессов, чтобы сохранить мир на земле. Уже слишком близко мы подошли к опасной черте», — отметил он.
В свою очередь, Патриарх Кирилл отметил хорошие отношения по линии властей страны и Белорусской православной церкви и подчеркнул благополучное состояние религиозной жизни в Беларуси, передает БелТА.
Патриарх Кирилл, в свою очередь, согласился, что с Белоруссией его связывают многие воспоминания. Кроме того, он отметил положительные перемены в стране.
«И хотя я здесь не жил, но транзитом через Беларусь я перемещался. Могу сравнивать, что было в 90-е годы, и что стало сейчас. Перемены огромные, — сказал патриарх. — Когда видишь эти огромные пространства, наполненные воздухом, чистотой, красивые улицы, то понимаешь, что Президент и власть обращают особое внимание на качество жизни людей. Жизнь в больших городах связана со стрессами, и если в городе создается такое уютное пространство для жизни, то это значит, что о людях думают».
В ходе встречи Лукашенко заявил, что Белоруссия родная земля и для патриарха Кирилла.
«Всегда в канун наших встреч я вспоминаю ваш период служения в Церкви до патриаршего сана. У нас в Беларуси всегда были очень теплые воспоминания. И я вам говорил, у меня в памяти осталось ваше перемещение со Смоленска в Калининград, и обязательно через нашу Беларусь. Наверное, с тех пор вы влюбились в эту не чужую для вас землю», — сказал Лукашенко.
Сегодня президент Белоруссии Александр Лукашенко во Дворце Независимости встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Во время встречи Лукашенко подчеркнул важность единства в Церкви.
«К сожалению, наша Церковь очень часто в истории становилась заложницей межгосударственных отношений. Порой наших неправильных поступков. Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию, что раскол - это всегда плохо. И это плохие последствия. Последствия опаснее всего. Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии», — цитирует слова Лукашенко БелТА.
Стоит отметить, что Синод РПЦ впервые в истории соберется не на территории России. По данным СМИ, заседание Священного синода пройдет в здании Минской епархии.
«Нам предстоит решить очень много важных вопросов, в том числе отреагировать на то, что сегодня происходит в семье поместных православных церквей, и на ту ситуацию, которая складывается на Украине. Я надеюсь, что православная церковь найдет в себе силы преодолеть те кризисные явления, которые существуют, и сохранить свое единство, столь необходимое для духовного возрождения наших народов», — сказал патриарх Кирилл.
Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков назвал катастрофическим решение Синода о предоставлении автокефалии церкви на Украине. По его словам, подобная мера является «легализацией раскола». Волков также добавил, что Константинопольский патриархат не услышал многочисленные голоса мирового православия, которые выступали против такого решения.
«Ответ Священного Синода Русской православной церкви будет адекватным и жестким», — сказал Волков.
О решении РПЦ будет объявлено по итогам сегодняшнего заседания, в котором примут участие 12 иерархов высшего исполнительного органа РПЦ. Предполагается, что на принятие решения удет примерно четыре часа. Итоговый документ синода может появиться после обеда.
В минувший четверг Константинополь объявил о ряде решений вселенского патриарха Варфоломея, которые идут вразрез с канонами православной церкви.
В частности, Константинополь признает переход УПЦ под юрисдикцию РПЦ, произошедший в 1686 году «незаконной аннексией». Также вселенский патриархат принял решение снять анафему с патриарха УПЦ КП Филарета и митрополита УАПЦ Макария, которые были осуждены церковью как раскольники. Эти решения были встречены серьезной критикой со стороны РПЦ.
Добрый день, дорогие читатели «Газеты.Ru»!
Сегодня в столице Белоруссии состоится историческое заседание Синода РПЦ, по итогам которого Русская православная церковь объявит об ответных мерах на последние решения Константинополя по УПЦ.
«Газета.Ru» внимательно следит за новостями из Минска. Оставайтесь с нами!