По информации Белого дома, главы стран «обсудили ряд вопросов, в которых у стран есть взаимный интерес, в том числе конфликт на востоке Украины и ситуацию в Афганистане». При этом в ходе переговоров Трамп и Меркель договорились о тесном сотрудничестве и координации усилий при решении этих региональных проблем.
Недавно стало известно о планах Белого дома сократить финансовую помощь Украине.
Конгресс предложил сократить военную помощь Киеву еще месяц назад. Так, изначально в бюджете на 2017 год объем военной помощи Украине предполагался на уровне $350 млн, но комитет по ассигнованиям нижней палаты конгресса предложил урезать эту сумму до $150 млн. Это следовало из опубликованного проекта оборонного бюджета страны на 2017 финансовый год.
Деньги могут быть предоставлены до 30 сентября 2017 года. Согласно документу, они должны пойти на подготовку кадров, оборудование, вооружения оборонительного характера, логистику, разведывательное обеспечение украинских военных, а также на замену вооружений, которые были предоставлены Украине Соединенными Штатами. В проекте отдельно отмечалось, что выделенные средства не могут пойти на приобретение или транспортировку переносных зенитных ракетных комплексов.
Накануне разговора Трампа и Меркель о планах Белого дома напомнила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк. Выступая на конференции по украинской проблематике в Атлантическом совете США в Вашингтоне, Бринк заявила, что причина этого заключается в сокращении американского госбюджета, который при президенте Дональде Трампе «будет не таким раздутым, как прежние» и, вероятно, «уменьшится по всем статьям».
В то же время глава МИД Украины Павел Климкин отмечал, что страна нуждается в оборонительном и высокотехнологическом оружии.
«Мы однозначно в нем нуждаемся. Я, правда, всегда говорю, что не люблю этого разделения — на летальное и нелетальное. Есть четкое понятие оборонительного оружия. Нам оно необходимо», — заявлял министр. Он также добавил, что Киев заинтересован в сотрудничестве с США и НАТО во многих сферах, и, по его мнению, сейчас это взаимодействие начинает давать результаты.
Первая личная встреча Дональда Трампа и Ангелы Меркель прошла 17 марта в Вашингтоне — для Трампа это были самые ответственные переговоры с момента вступления в должность президента. «Великий разрушитель противостоит последнему защитнику либерального миропорядка» — так характеризовала визит Меркель в США газета The New York Times.
Отношения Трампа и Меркель нельзя назвать доверительными.
В свое время американский президент называл «катастрофической ошибкой» решение канцлера впустить в Германию 890 тыс. мигрантов. Руководство страны с самого начала миграционного кризиса выражало готовность принимать неограниченное количество беженцев.
На критику Трампа Меркель всегда реагировала сдержанно. Однако вице-канцлер и ныне министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль, комментируя слова американского президента о миграционной политике Германии, был менее дипломатичен, заявив, что волна беженцев в Европе — это в первую очередь результат многочисленных войн США на Ближнем Востоке. 29 января Меркель осудила решение Трампа ужесточить миграционные законы США.
Экономический советник главы Белого дома Питер Наварро, один из главных сторонников протекционизма американской политики, обвинял Германию в том, что та, используя свои торговые связи, специально девальвирует евро для наращивания экспорта.
Трамп же еще до инаугурации пригрозил немецкому автопроизводителю BMW таможенными пошлинами на импортируемые в США автомобили в случае, если компания построит завод в Мексике.
Меркель в свою очередь неоднократно заявляла о том, что протекционизм американского лидера ставит под угрозу мировую экономику.
Также еще в ноябре прошлого года канцлер Германии критиковала намерение Трампа выйти из торгового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.
На мартовских переговорах Трампа и Меркель в числе поднятых тем также была Украина. Еще тогда оба лидера подчеркнули необходимость исполнения всеми сторонами конфликта в Донбассе минских договоренностей.
По итогам встречи Дональд Трамп заявил, что Германия и Франция играют ведущую роль в украинском урегулировании. Впрочем, принципиально новых идей для ускорения дипломатического процесса вокруг конфликта в Донбассе у Вашингтона до сих пор нет.