«Сегодня Северная Корея в 7.36 (1.36 мск) запустила неизвестного типа ракету в сторону Японского моря с позиций в окрестностях поселка Тончханни провинции Пхёнан-Пукто», — говорится в заявлении комитета начальников штабов Южной Кореи. Южнокорейские военные предполагают, что Пхеньян провел испытания межконтинентальной баллистической ракеты KN-08 или KN-14. Это событие совпало с совместными учениями Южной Кореи и США. Ранее Генштаб Корейской народной армии предупреждал, что в случае, если Сеул и Вашингтон не откажутся от проведения этих маневров, со стороны КНДР последует ответная реакция.
Три из четырех запущенных ракет, по данным министерства обороны Японии, попали в исключительную экономическую зону Японии, упав всего в 300–350 км западу от полуострова Ога префектуры Акита. Глава министерства иностранных дел Японии Фумио Кисида заявил о сотрудничестве с другими странами с целью поиска решения «проблемы северокорейской агрессии»:
«Мы уже провели контакты с США и Республикой Корея, но сейчас также рассматриваем возможность контактов с Китаем и Россией».
Правительство Синдзо Абэ экстренно созвало совет безопасности страны — из-за этого премьеру Японии даже пришлось покинуть заседание бюджетной комиссии парламента. Сложившаяся ситуация вызывает беспокойство не только у стран АТР — ситуацию также планируется рассмотреть на плановой встрече Совета ЕС. Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини выразила солидарность Японии и Южной Кореи от лица всего совета.
Реагируя на инцидент 6 марта, исполняющий обязанности руководителя пресс-службы внешнеполитического ведомства США Марк Тонер заявил, что «Соединенные Штаты осуждают запуски баллистических ракет КНДР, которые нарушают резолюции СБ ООН, строго запрещающие Пхеньяну проводить такие запуски». В его заявлении отмечается, что «США призывают все государства воспользоваться любыми возможными каналами и средствами воздействия, чтобы дать КНДР понять, что дальнейшие провокации недопустимы, а также предпринять шаги, чтобы донести до Северной Кореи то, какие могут быть последствия таких противозаконных действий».
Бывший посол России в Республике Корея Георгий Кунадзе подчеркивает, что политика КНДР хоть и представляет для США некую угрозу, эта угроза далеко не первая, поэтому, несмотря на напряженность, возможность силового решения проблемы КНДР со стороны США «крайне мала, и в ближайшее время просто отсутствует».
«Все же надо понимать, что если всерьез говорить о военной операции по устранению режима Ким Чен Ына, то речь идет о масштабных действиях с не очень понятными результатами, не очень понятным ядерным фактором — ядерного оружия КНДР достаточно, чтобы уничтожить Корейский полуостров вместе со всеми американскими войсками на нем», — говорит эксперт.
По его словам, «намного более вероятна некая кампания психологического давления на Северную Корею».
Ядерная история Страны утренней свежести
История стремления КНДР к обретению атомного оружия насчитывает почти столько же лет, сколько история самой Северной Кореи. В 1956 году, после того как Ким Ир Сен узнал о несостоявшихся планах США применить ядерное оружие против Пхеньяна во время корейской войны 1950–1953 годов, КНДР подписала с СССР договор о подготовке специалистов по ядерной энергетике.
Уже в 70-х в КНДР начали разработку собственного ядерного оружия, обратившись за помощью к Китаю, который допустил северокорейских товарищей на собственные ядерные полигоны.
Попадания в список ядерных держав пришлось ждать долго — создать первую атомную бомбу и провести ее испытания корейским коммунистам удалось только в 2006 году, но с тех пор ситуация с безопасностью в регионе изменилась кардинально. КНДР испытывала свое ядерное вооружение также в 2009, 2013 и 2016 годах. Последние на данный момент, пятые ядерные испытания Северной Кореи прошли 9 сентября 2016 года, второй раз за год.
КНДР удалось детонировать устройство мощностью 10 килотонн.
Эти показатели превышали результат предыдущих испытаний почти в 2 раза. Помимо этого, Пхеньян также утверждает, что владеет технологией создания водородной бомбы. Но намного большие опасения вызывают слова Ким Чен Ына о готовности создавать компактные боеголовки, которые могут быть запущены посредством баллистических ракет.
Ракеты не только для космоса
Успеха в ракетном деле Северная Корея достигла раньше, чем в ядерном. Первые успешные испытания баллистической ракеты прошли в 1998 году — КНДР запустила ракету средней дальности «Тэпходон-1». Администрации Билла Клинтона удалось договориться о введении со стороны КНДР одностороннего моратория на подобные испытания сроком на четыре года в обмен на продовольственную помощь. Буш-младший оказался менее сговорчивым в этом вопросе, и в 2003 году Северная Корея объявила о прекращении действия договора.
В 2006 году мир узнал о подготовке к запуску ракеты «Тэпходон-2», способной достичь западного побережья США.
Слухи остались слухами, однако в том же году КНДР все-таки запустила несколько ракет средней дальности. Большинство из них упало в международные воды, а некоторые — в российской экономической зоне. Следующие шесть лет КНДР запускала ракеты исключительно в рамках своей космической программы, пока в декабре 2012 года не вошла в список космических держав после запуска искусственного спутника «Кванмёнсон-3».
В 2014 году мир снова вспомнил о северокорейской угрозе — в сторону Японского моря была произведена целая серия массовых запусков баллистических ракет.
Всего год назад, в феврале 2016 года, КНДР наконец смогла осуществить свою мечту и запустила ракету дальнего радиуса действия. С ее помощью на орбиту Земли был выведен спутник «Кванменсон-4». В течение прошлого года КНДР провела несколько испытаний ракет средней дальности класса Rodong, способных преодолевать расстояние до 1000 км, и ракеты Musudan, которая может преодолевать расстояние до 4000 км. Во всех случаях заявленные способности ракет сильно уступали реальным результатам — Musudan на испытаниях пролетела всего 400 км. В феврале 2017 года прошли испытания ядерной ракеты «Пуккыксон-2», которая, по разным данным, пролетела от 350 до 500 км.
Сегодняшний запуск ракет, которые пролетели около 1000 км, является беспрецедентным успехом Северокорейской ракетной программы.
Усмирить хулигана
Технологическое развитие Северной Кореи в столь небезопасном ключе не оставляют мировую общественность равнодушной. Действия КНДР неоднократно осуждались развитыми странами и ООН, которые в качестве ответных мер укрепляли политику изоляции режима Кимов. Еще во время действия моратория на испытание баллистических ракет Джордж Буш-младший включил КНДР с список «стран-изгоев» (rogue states).
В 2003 году начались шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР при участии Южной Кореи, Японии, США, Китая и России.
В ходе трех раундов страны предпринимали попытки уговорить Северную Корею ликвидировать свои ядерные объекты, которые так и не увенчались успехом. В 2004 году КНДР отказалась от участия в переговорах, аргументируя это существованием секретной ядерной программы в Южной Корее. В 2005 году переговоры были возобновлены, и до 2007-го прошло еще несколько раундов, которые также не дали результатов.
После успешных ядерных испытаний мировые державы за основу в диалоге с КНДР взяли политику экономических санкций — Совбез ООН регулярно ужесточает их после каждой демонстрации агрессии со стороны Северной Кореи.
Последнюю резолюцию о введении санкций против КНДР, одобренную СБ ООН 30 ноября 2016 года, поддержала и Россия — в декабре Владимир Путин подписал соответствующий указ.
Северокорейская тема активно используется политиками Японии, Южной Кореи и США. Например, еще в ходе выборов Дональд Трамп занимал достаточно жесткую позицию по отношению к КНДР, а уже после вступления в должность назвал ее одной из главных угроз для национальной безопасности США.