Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик 13 февраля предложил правительству страны одобрить документ «О применении временных чрезвычайных мер на рынке электроэнергии». Вокруг проекта постановления разгорелись политические торги. 14 февраля на заседании кабинета министров его не внесли, но самого кризиса энергосистемы Украины это не отменяет.
Угля для работы электростанций в стране может не хватить до конца зимы, государственный антикризисный энергетический штаб уже работает, но повлиять на главную причину кризиса — блокаду самопровозглашенных республик — правительство Украины не может.
Запасов угля на электростанциях Украины осталось, по разным оценкам, на две-три недели. Предложенное чрезвычайное положение переведет отрасль на «ручной режим» и введет целый комплекс ограничений — от лимитов на использование угля-антрацита украинскими тепловыми электростанциями (ТЭС) до выстраивания графиков аварийных веерных отключений электроэнергии для населения.
Отдельный пункт документа — временные ограничения перетока электроэнергии по межгосударственным сетям Украины, а также определение условий и объемов возможной покупки электроэнергии за пределами страны. Соответствующий договор у Украины есть только с Российской Федерацией.
Насалик, впрочем, уже заявил, что на время ЧП Киев сделает все, чтобы избежать дополнительных закупок российской электроэнергии.
Чрезвычайное положение в энергетике Украины связано с блокадой самопровозглашенных республик, которую уже почти месяц ведут добровольцы в камуфляже на железнодорожных путях Донецкой и Луганской областей. На прошлой неделе они заблокировали третий из пяти железнодорожных перегонов между неподконтрольными и подконтрольными Киеву территориями и смогли вызвать кризис в экономике Украины. Отсутствие поставок угля здесь — только видимая часть айсберга.
«В списках грузов, которым СБУ разрешает пересекать линию соприкосновения, — 94 тысячи позиций! — рассказала «Газете.Ru» начальник мариупольского штаба поддержки блокады Галина Однорог. — Там уголь — только четверть. Остальное — от оптики до «личного груза дипломата» в двух грузовиках-двадцатитонниках. Чего там только нет!»
Палатки «блокадников» расположились возле станции Фенольная в селе Новгородском. Это примерно в 15 км от линии фронта. Поселок не раз накрывало артиллерией. Появление баррикад, колючей проволоки и людей со стволами (многие «блокадники» привезли с собой официально зарегистрированное охотничье оружие) раздражает местных жителей.
В случае попытки силового разгона стрельба начнется прямо в селе.
Приток людей на местный рынок уже упал, конфликты с местными могут начаться в любой момент, что тоже неизбежно отразится на имидже блокады.
Продержаться до тепла
Главная угроза для организаторов этой силовой кампании — возможность начала веерных отключений электроэнергии. Они зависят от поддержки местного населения, поставок продовольствия и притока добровольцев из радикальных группировок, готовых жить на морозе в палатках возле железнодорожных линий.
Делегация нынешних нардепов и бывших комбатов уже побывала на Славянской ТЭС. Один из организаторов блокады Анатолий Виногродский (позывной Гал, бывший командир части батальона «Донбасс») уже выступил с резким заявлением: в ответ на веерные отключения, санкционированные Киевом, он и его сторонники будут «поднимать народ на национализацию предприятий, которые будут отключать электричество».
«Еду со Славянской ТЭЦ, у них угля до 28 марта. Последний вагон зашел полтора дня назад. На Краматорской ТЭЦ угля минимум на 17 дней», — добавил Виногродский.
13 февраля короткий визит на один из участков блокады вместе с группой народных депутатов от «Самопомощи» сделал и Михаил Саакашвили.
«С утра правительство Украины сообщает о веерных отключениях из-за блокады территорий, а через несколько часов на встрече с премьер-министром Молдовы обещает увеличить поставки электроэнергии в Молдову. У нашего правительства объем памяти аквариумных рыб!» — говорит Саакашвили в видеообращении, опубликованном в фейсбуке по итогам этого визита.
На 1 декабря, по данным НЭК «Укрэнерго», запасы угля марки «А» (антрацит) составляли 1 млн тонн. На утро 14 февраля запасы уменьшились до 840 тыс. тонн. В среднем, с учетом температурного режима, ТЭС используют около 30 тыс. тонн антрацита в сутки.
В воскресенье, во время заседания антикризисного энергетического штаба, министр по делам энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что нынешних запасов угля может хватить на 30 дней работы ТЭС. «В случае суровой экономии и минимальной загрузки антрацитовых энергоблоков запасов хватит на 45 дней, до конца холодов», — выразил надежду министр.
Пока же в Краматорске (Донецкая область, подконтрольная Украине территория) с 12 февраля приостановлена работа доменной печи на ферросплавном заводе. Пресс-служба предприятия сообщает, что, если в десятидневный срок поставки топлива через заблокированный вокзал Бахмута не восстановятся, домна полностью выйдет из строя. Завод обеспечивает работу 1,2 тыс. человек.
«Их оттуда уберут числа 24–25-го»
Вокруг блокады пока неуверенное равновесие. Правительство не может себе позволить силовых действий против ее организаторов. Те, в свою очередь, сталкиваясь с градом обвинений в саботаже работы украинской промышленности и правительства, не могут рассчитывать на приток добровольцев и не в состоянии блокировать все железнодорожные перегоны.
О поддержке блокады заявили две запрещенные в России организации, имеющие серьезные организационные ресурсы на Украине, — УНСО (организация запрещена в России) и ЦК «Азов».
Как стало известно «Газете.Ru», своих представителей на блокаду отправила харьковская организация гражданского корпуса «Азов». Но эти «подкрепления» пока недостаточны.
«У нас отправились на блокаду по несколько человек из донецкой, киевской и полтавской организаций, — объяснил Игорь Мазур, лидер УНСО. — Мы понимаем, что раз там люди типа Парасюка и Семенченко — это больше политическая акция. Но бизнес на крови тоже неприемлем. Не должны быть разные права у людей и правительства. Люди должны умирать на фронте, а правительство или Ринат Ахметов будет торговать? Поэтому мы приняли заявление в поддержку блокады и разрешили желающим к ней присоединяться, но пока не более. Если к «блокадникам» будет применена сила, мы, возможно, включимся в процесс всей организацией».
Источник, близкий к правительству, пояснил суть нынешнего противостояния.
«Ситуация более или менее управляемая, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Мы вполне можем переключить часть энергоблоков с угля на газ. Но запасов газа в этом году не так много, и «блокадники» толкают страну на возобновление сотрудничества с «Газпромом», на что в ожидании принятия в марте – апреле решений в Стокгольмском арбитраже Украина пойти не может!»
«Мой прогноз — блокада простоит до двадцатых чисел февраля и ее трогать в принципе не будут, — продолжает собеседник «Газеты.Ru». — Сами понимаете, какие события намечены на 20 и 22 февраля. После они или сами разойдутся, или их оттуда уберут числа 24–25-го. До этого времени угля должно хватить!»
20 февраля, в годовщину расстрела «Небесной сотни» в Киеве, маловлиятельные, не очень известные праворадикальные организации обещают устроить репетицию «майдана-3». Заявки на проведение акций с требованием освобождения украинских политзаключенных подали и командиры бывших добровольческих батальонов. Ожидается, что будет предпринята попытка установить палатки на Майдане и перед администрацией президента Украины.
22 февраля, в годовщину бегства из Киева президента Виктора Януковича, свой марш проведут гораздо более влиятельные «Азов», «Свобода» и «Правый сектор» (организация запрещена в России). Эти организации тоже запрещены в России.