Днем 4 октября «Международный «Мемориал» сообщил о своем включении в реестр НКО-иноагентов. Вечером Минюст подтвердил это решение в официальном пресс-релизе.
«В ходе проведенной Минюстом России проверки установлены факты получения Международной общественной организацией «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» денежных средств от иностранных источников, а также выявлены признаки участия в политической деятельности», — говорится на сайте ведомства.
В «Мемориале» официально заявили, что считают решение ведомства противоправным и намерены его обжаловать в суде. У правозащитников остается 15 дней, чтобы внести свои замечания в решение Минюста. Если ведомство не учтет их, руководство организации будет оспаривать решение в суде.
Глава образовательных программ организации Ирина Щербакова уточнила конкретные претензии Минюста. По ее словам,
«Мемориалу» вменяется критика закона об иностранных агентах, протест против объявления Сахаровского центра иноагентом, заявление по поводу убийства Немцова о том, что ответственность за него несет власть, и выступления по событиям на Украине.
Щербакова говорит «Газете.Ru», что клеймо «иноагента» затрудняет работу с образовательными учреждениями.
«Мы это и до всяких объявлений чувствовали. К нам и на выставки вламывались, и НТВ к нам рвалось, и на школьников на нашем награждении нападали. Теперь наши публичные мероприятия еще под большей угрозой. Как историк, я вижу, что после принятия закона об иностранных агентах запустилась бюрократическая машина и теперь под нее попадают все подряд», — сказала собеседница.
По ее словам, в «Мемориале» надеются, что все же их следующая важная акция — чтение имен репрессированных у Соловецкого камня на Лубянской площади в Москве 29 октября — пройдет без эксцессов.
В апреле 2016 года провластные активисты атаковали участников исторического конкурса «Человек в истории», организованного правозащитным центром «Мемориал». Писательницу Людмилу Улицкую облили зеленкой, остальные были закиданы яйцами и облиты нашатырем из шприцев.
Рядом с хулиганами стояли пикетчики из НОД депутата «Единой России» Евгения Федорова. Парламентарий открестился от причастности к инциденту.
«Мемориал» создан в 1989 году и внес большой вклад в исследование политических репрессий в СССР, создание архива жертв советского террора и увековечивание памяти погибших. Организация считается старейшей и одной из самых авторитетных правозащитных НПО в стране.
Минюст проверял «Международный «Мемориал» с начала сентября. Ведомство запросило у правозащитников протоколы, отчеты о работе, списки публикаций, финансовые и банковские документы за четыре последних года. Ранее в реестр иностранных агентов Минюст вносил другие структуры «Мемориала»: одноименный правозащитный центр в Москве, а также «Мемориалы» в Рязани и Екатеринбурге.
Куратор программы «Мемориала» «Драма памяти» Александра Поливанова говорит, что кроме иностранных денег организация получает средства и от российских доноров, в том числе и госструктур, например правительства Москвы. По ее словам,
многие чиновники в сфере культуры относятся к деятельности «Мемориала» доброжелательно.
Закон об иностранных агентах был принят Думой в 2012 году на фоне массовых протестов оппозиции. Согласно закону, для признания организации иностранным агентом необходимо соблюдение двух условий: занятие политической деятельностью и получение иностранного финансирования. Однако многие правозащитники считают формулировку «политической деятельностью» слишком расплывчатой. К примеру, иноагентами за «политическую деятельность» 5 сентября были признаны социологи Левада-центра. До этого иноагентами признали ассоциацию «Голос» (защищает права избирателей) и «Агору» (оказывает юридическую помощь).
Политолог Николай Миронов констатирует: если в 1990-е годы правозащитники ценились Кремлем, то сегодня они находятся в опале.
«Это возвращение к истокам, к позднесоветской системе и ее логике «холодной войны», когда связанные с Западом правозащитники автоматически считались врагами, — говорит эксперт.
— Власти не нравится, что эти организации сигналят о проблемах в России не только внутри страны, но и на зарубежном уровне. Это воспринимается руководством как политические действия против режима, инспирированные извне».
Власти следуют политической конъюнктуре, согласна Поливанова из «Мемориала». «Осуждение репрессий происходит тогда, когда властям это выгодно. Когда же выгодно делать наоборот — власти обращаются к сталинскому опыту», — говорит она.
После принятия в 2013 году закона об иностранных агентах Госдеп США заявил, что американские власти продолжат поднимать вопрос преследования российских НКО в России. В Кремле же неоднократно заявляли, что российский закон скопирован с аналогичного закона США.
FARA, или «закон Маккормака», был принят конгрессом и подписан Франклином Рузвельтом в 1938 году, когда американцы боролись с распространением в стране нацистской и коммунистической пропаганды. Этот закон требует от иностранных организаций, ведущих лоббистскую деятельность, регистрироваться в конгрессе в качестве иностранных агентов. Однако без доказательств подконтрольности НКО иностранному заказчику и представления его интересов объявить кого-либо иностранным агентом по американским законам нельзя.