Государственный секретарь Соединенных Штатов Джон Керри заявил о необходимости запрета на вылет всех боевых самолетов в Сирии, «чтобы привести к деэскалации ситуации и дать шанс для того, чтобы гуманитарная помощь шла беспрепятственно». Такое заявление он сделал по итогам заседания Совета Безопасности ООН в среду. Это было второй попыткой восстановить перемирие в Сирийской Арабской Республике (САР), о котором ранее после многочасовых переговоров договорились Москва и Вашингтон.
Режим прекращения огня должен был положить начало реальному политическому процессу, однако вскоре он был сорван. Поводом для срыва перемирия стала «случайная», по заявлению Вашингтона, бомбардировка позиций правительственных войск САР в Дейр-эз-Зор, осуществленная авиацией коалиции, возглавляемой США. Затем к этому прибавился загадочный удар по гуманитарному конвою ООН, следовавшему в Алеппо.
США подозревают, что бомбардировку конвоя могли осуществить сирийские либо российские летчики, так как ни у террористической группировки «Исламское государство» (деятельность этой организации запрещена на территории России и в ряде других стран), ни у вооруженных формирований так называемой «оппозиции» авиации нет. Москва, в свою очередь, отвергла обвинения Вашингтона. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что российские летчики не причастны к бомбардировке, и призвал к тщательному расследованию инцидента.
В ответ на эти заявления Керри сказал, что находится с Лавровым в «параллельных вселенных», дав понять, что Соединенные Штаты продолжают считать именно российскую сторону виновной в уничтожении гуманитарного конвоя.
Срыв перемирия, по чьей бы вине он ни произошел, приведет ситуацию в САР к еще большему хаосу, так как многочисленные террористические группировки станут действовать активнее против правительственной Сирийской арабской армии (САА) и ее союзников, ослабленных за последние недели ожесточенных боев в провинциях Алеппо и Хама. В среду арабские СМИ сообщили, что боевики «Исламского государства» сбили самолет ВВС Сирии, однако пилоту удалось спастись.
США заявляют, что улучшение ситуации зависит от России, так как не считают договороспособным сирийский режим во главе с президентом Башаром Асадом. В свою очередь Москве вряд ли удастся уговорить власти САР прекратить авианалеты на территории, которые контролирует «оппозиция», — и это может привести к эскалации военных действий.
Старший преподаватель кафедры департамента политических наук НИУ ВШЭ арабист Леонид Исаев считает, что в разрешении конфликта в Сирии не заинтересована часть сирийского руководства: «Не буду говорить за весь сирийский режим, но могу сказать, что там есть представители, не заинтересованные в быстром урегулировании конфликтов, так как на них висит огромное количество военных преступлений».
Сирийский конфликт продолжается уже пять лет и стал серьезной головной болью для международного сообщества: он дестабилизирует соседние страны, а неконтролируемые правительством территории Арабской Республики превратились в рассадник джихадистских движений.
Премьер-министр Новой Зеландии Джон Ки, который председательствовал на встрече Совбеза, охарактеризовал ситуацию в Сирии как «добиться или сломаться». Перед началом встречи он заявил, что Совет Безопасности должен поддержать договоренности России и США.
Попытка вернуться к мирным договоренностям осложняется тем, что Москва требует от Вашингтона обнародования совместных документов, которые были подписаны по итогам переговоров Лаврова и Керри. США договоренности раскрывать не хотят, сказал ранее постпред России в ООН Владимир Чуркин. Это означает, что их нельзя обсуждать в Совете Безопасности ООН.
Эксперт по Ближнему Востоку заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов считает, что нежелание Соединенных Штатов обнародовать договоренности по Сирии может быть связано с тем, что в Вашингтоне по-прежнему не хотят отделять радикальных исламистов от умеренных оппозиционеров. «У них нет желания, чтобы были видны эти хитрости», — сказал Бакланов.
Он отметил, что в договоренностях вряд ли содержатся секретные сведения, касающиеся, например, судьбы Асада: «Никаких договоренностей по Асаду не может быть, я в это не верю», — утверждает опытный дипломат.
Даже если бы какие-то соглашения по судьбе президента САР у США и России действительно бы существовали, то вряд ли они были бы прописаны на бумаге, считают эксперты. Обычно такие вещи являются предметом устных договоренностей.
Бакланов полагает, что стороны, вероятнее всего, не смогут договориться о возобновлении перемирия, так как «отсутствие доверия разрушает структуру самих договоренностей». Эксперт высоко оценивает профессиональные качества Керри, однако отмечает, что тот действует практически в одиночку, не имея союзников в Пентагоне.
Ранее источник, близкий к российским внешнеполитическим кругам, отмечал, что «иногда трудно понять, кого представляет Керри» в переговорном процессе.
У Москвы практически не осталось времени договориться с уходящей администрацией в Вашингтоне, которая уже в конце ноября начнет паковать чемоданы в ожидании транзита власти. Ситуация в Сирии при этом может серьезно измениться, и все прежние планы могут быть выброшены в мусорную корзину. «Маловероятно, что перемирие в Сирии может быть спасено. Грызня, перебранка и двойная игра с обеих сторон, которую осуществляют государства или различные акторы, только помогают продолжению хаоса», — считает ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.