Первая женщина-президент Южной Кореи приезжает в Россию во второй раз. В ходе двусторонней встречи Путин и Пак Кын Хе поговорят о состоянии двусторонних отношений и расширении экономических связей. Как ранее заявил помощник президента Юрий Ушаков, во время встречи будет подписано несколько экономических документов, содержание которых сейчас дорабатывается.
Южная Корея — важный партнер для России, особенно в условиях западных санкций. Взаимный торговый оборот составляет почти $27,3 млрд. Сеул не стал присоединяться к международному санкционному режиму против Кремля.
Как отмечал в своих публикациях российский кореевед Андрей Ланьков, в Южной Корее до последнего времени мало обращали внимания на конфликт между Москвой и Западом на почве Крыма и украинского конфликта.
В 2015 году, когда отношения России с США и другими западными странами были на пике напряженности, Путин на саммите G20 в Анталии оказался рядом с Пак Кын Хе на совместной церемонии фотографирования.
Помирить Пак с Кимом
Нежелание Сеула вводить санкции было очень благожелательно воспринято в Кремле, где Южную Корею рассматривают как важное экономически развитое региональное государство. В этой связи у Москвы есть значительный интерес к расширению связей.
По мнению Агнии Григас, эксперта по России в Atlantic Council, президенты обеих стран могут затронуть тему российского газового экспорта. В интервью Newsweek она отмечает, что «Россия готова развернуть поток газа в Азию, пока в ЕС интерес к нему уменьшается».
Кроме вопросов экономического характера стороны обсудят ситуацию в КНДР, руководство которой в последнее время выступает с жесткими заявлениями в адрес Южной Кореи и США. В мае Россия присоединилась к санкциям ООН против КНДР из-за нарушения режима нераспространения ядерного оружия.
В самой Северной Корее, где, как недавно сообщили южнокорейские СМИ, был казнен вице-премьер по вопросам образования КНДР Ким Ён Чжин, с начала этого года официально готовятся к началу голода национального масштаба.
Ситуация на Корейском полуострове вызывает серьезную обеспокоенность в Кремле. При этом у Москвы есть желание сыграть посредническую миссию в установлении диалога между двумя Кореями.
Известно, что диалог между Пак Кын Хе и лидером КНДР Ким Чен Ыном пытались организовать в Москве во время празднования 75-летия Победы в прошлом году. Но главы обоих корейских государств не приехали на празднества в российскую столицу.
Папа смог
Пак Кын Хе уже была в России. Ее первый визит состоялся в 2013 году, когда она впервые встретилась с Путиным. Нынешний лидер Южной Кореи, ставшая президентом страны в 2012 году, — дочь покойного Пак Чон Хи, одного из самых противоречивых лидеров в современной истории Южной Кореи.
Одни считают его жестким и репрессивным диктатором, другие — человеком, который заложил основы экономического роста в стране.
В молодости, будучи военным, он вступил в подпольную коммунистическую организацию, был арестован, приговорен к смертной казни, однако помилован. В 1961 году Пак Чон Хи пришел к власти в результате военного переворота, однако в 1963 году победил на выборах, что привело страну к его практически единоличному правлению.
Осуществленные им реформы улучшили положение в стране, но диктаторские методы вызывали массовые протесты по всей стране. В октябре 1979 года президент Пак Чон Хи был убит в результате заговора внутри элит.
В преддверии первой поездки в интервью журналисту Юлию Гусману Пак Кын Хе вспоминала о своем отце. «Он был человеком, который оказал самое сильное влияние на формирование моих взглядов на государство и политическую философию», — говорила она.
В заслугу отцу Пак Кын Хе ставит борьбу с бедностью и экономический рост в Южной Корее и отмечает, что тот строил дороги и автострады, несмотря на протесты. «Перед моими глазами стоит образ отца: страстный и полный решимости, он, собрав все силы, двигался к своей цели», — рассказывала нынешняя президент страны.
Сторонники модели авторитарной модернизации часто приводят в пример Южную Корею Пак Чон Хи как государство, которое состоялось и стало достаточно успешным. Однако сравнения с современной Россией хромают. В Южной Корее, несмотря на более жесткую политическую модель, уровень коррупции был гораздо ниже.
Как рассказал «Газете.Ru» аналитик Atlantic Council Мэтью Берроуз, «авторитарные режимы часто имеют большие успехи в экономике, чем демократии». «Пак Чон Хи сделал Южную Корею экономическим «тигром» в то время, когда ей угрожала Северная Корея. Поэтому он может быть моделью для Путина, — считает эксперт. — Так же, как Пак Чон Хи шел вперед, несмотря на угрозы из КНДР, Путин, несмотря на трения с Западом, может выбрать путь экономических реформ».